Наверх

«Культурный проект в домике», или Беларусь в Средиземном море

4.12.2009 Комментариев нет 403 editor

Отрадно, что в последнее время к Беларуси стали проявлять больше внимания российские и зарубежные музыкальные исполнители, звезды мировой величины. Чего, к сожалению, не скажешь о нашем городе – в Барановичах уже давно не было каких-либо значимых концертов, особенно для молодежи (клуб NSL уже полгода как закрыт). Поэтому, как бальзам на душу, для меня стало известие о том, что нас с концертом-квартирником посетит американский музыкант из Нью-Йорка, сонграйтер (вроде нашего поэта песенника) Дэн Костелло в рамках своего двухмесячного европейского тура «Great Grand Tour»

 Концерт должен был пройти в доме моего друга Димы «Skoo» – известного в городе креативщика и организатора многих музыкальных и не только мероприятий. Перед началом, я решил познакомиться с творчеством Дэна, чтобы, так сказать, знать, к чему готовиться. И каково же было мое удивление, когда на сайте бруклинского музыканта www.dancostellomusic.com я прочел, что у него есть корни в Беларуси! Но, обо всем по порядку.

Дэн Костелло закончил театральное отделение Сиракузского Университета в 2003 году, а через три года, бросив работу, стал свободным художником – независимым музыкантом. Дэн уже дважды успел прокатиться с турами по Европе, а также Канаде и США. Записал и выпустил четыре альбома, которые можно скачать на его сайте, причем последний «Recession Songs» (в переводе «Песни спада») – совершенно бесплатно, поскольку, как объяснил сам музыкант, во время кризиса у людей просто нет денег покупать пластинки.

«Great Grand Tour» стартовал в начале сентября в Ирландии, затем музыкант посетил десятки европейских стран, и последней точкой тура стала Беларусь, где Дэн отыграл в восьми городах, причем не только на квартирах, но и в ресторанах, клубах и театрах. Концепция тура, по словам музыканта, – это поиск корней на родине предков от Ирландии до Беларуси.

Барановичский концерт Дэна (или, как его окрестил организатор, «Культурный проект в домике» или просто «КПД») был самым теплым и непринужденным, одним словом – домашним. Вместо алкоголя – чай с печеньками, вместо сцены со зрительным залом – комната с диванами и подушками на полу. Атмосфера просто располагала к дружескому общению музыканта со зрителями, причем языковой барьер не был помехой, поскольку большинство из присутствующих знали английский.

Я пришел на «КПД» одним из первых и застал Дэна на пороге дома – он стоял один, о чем-то думал и курил.

– Привет, я пришел послушать твою музыку, – сказал я ему (на английском, естественно) и протянул руку. – Я работаю в одной из барановичских газет и хотел бы задать тебе несколько вопросов после концерта.

Дэн пожал мне руку, улыбнулся и ответил просто: «OK»!

Поскольку зрители еще только собирались, я решил побеседовать с музыкантом до начала действа (тут мне, наверное, как никогда в жизни пригодилось знание иностранного языка):

– Дэн, ты когда-нибудь бывал раньше в Беларуси?

– Нет, я здесь впервые.

– Я слышал, что твои предки родом отсюда, это так?

– Да, мои предки по маминой линии родом из Беларуси: прадедушка из Гродно, а прабабушка из Пружан.

– А как они оказались в Америке?

– В конце позапрошлого века они приехали в Америку в поисках работы.

– Дэн, а что ты знаешь о Беларуси?

– Когда я был в Греции (смеется) и говорил о Беларуси, люди были удивлены, узнав, что это страна рядом с Украиной. Им казалось, что это Балеарские острова на западе Средиземного моря (по-испански пишется «Islas Baleares» – написание напоминает «Belarus» – авт.). «Вау, интересно, мы никогда не слышали о такой стране», – говорили мне в ответ.

Когда я дома расспрашивал людей о Беларуси, они в основном рассказывали мне о тех временах, когда еще был Советский Союз. За время независимости в Беларуси многое изменилось, и мне интересно наблюдать за этими изменениями и сравнивать с тем, что было раньше.

– Есть ли разница, на твой взгляд, между белорусами и американцами?

– Везде есть разные типы людей: консерваторы и анархисты, любители поп-музыки и тяжелого металла и так далее. К примеру, люди с определенными интересами и в Америке, и во Франции, и в Беларуси будут похожи.

Мне хочется узнать о людях как можно больше во время путешествия, сделать как можно больше снимков, чтобы, вернувшись домой, было о чем подумать и что проанализировать.

– Дэн, ты путешествуешь один?

– В основном один. Но в этом туре меня сопровождал в Италию и Грецию друг из Германии. У меня также есть друг в Париже, мы с ним вместе отыграли концерт. По Беларуси я путешествую с Димой и новым другом Андреем (Андрей «Тяпа» из барановичской хип-хоп группы «Эксклюзив» – авт.), поэтому я не чувствую себя одиноким.

На самом же деле я люблю путешествовать в одиночку – это дает мне много времени на размышления, поэтому сейчас стараюсь использовать такую возможность по максимуму, ведь в Нью-Йорке остаться одному куда сложнее.

– Каким транспортом ты в основном пользуешься?

– Во время тура я передвигался на поезде и автомобиле, самолете и автобусе, даже плыл на корабле из Стамбула в Одессу.

– Дэн, твой последний альбом посвящен мировому финансовому кризису. А как сам кризис повлиял на твое творчество?

– Вы слушали Боба Дилана? Он говорит про события, не осуждая их, а просто констатируя факты. И я решил писать в стиле рок-н-ролл о том, про что узнавал о кризисе из газет. Я понял, что мои песни сами выбирали меня.

В этом альбоме я показал жизнь во время экономического кризиса со всех сторон с помощью различных ситуаций и образов. Но эти образы никак не связаны со мной, ведь моя жизнь сильно не изменилась, они срисованы с тех американцев, которые больше всех пострадали из-за кризиса. Мои песни – это истории людей, вдохновившие меня на создание альбома.

Я думаю, что музыка должна быть со смыслом, поэтому я уделяю большое внимание текстам песен. Я, скорее, писатель, чем музыкант. А вот поп-музыка мне абсолютно не нравится, поскольку она в большинстве своем слепа, и это меня разочаровывает.

– А чем ты зарабатываешь на жизнь: только музыкой или приходится еще где-то подрабатывать?

– Я думаю о том, чтобы зарабатывать исключительно музыкой, поэтому я организовал тур. Жить только за счет музыки, в принципе, для меня реально, по крайней мере, я к этому стремлюсь.

Вообще, у меня небольшие запросы, гораздо меньшие, чем у других людей. Поэтому я могу делать музыку большую часть времени. Иногда это не приносит дохода и приходится подрабатывать. Но мои заработки так или иначе связаны с музыкой: звукорежиссирование, помощь в записи другим музыкантам и т.д.

Мы много думаем о деньгах и без них не чувствуем себя в безопасности. Но безопасность – это не для меня, мне нужны приключения, которые вдохновляют и двигают вперед.

– Планируешь ли ты запись нового альбома после тура?

– Скорее всего, я напишу книгу. Ведь я побывал не просто в туре, а в местах, где жили мои предки, в абсолютно разных странах от Ирландии до Беларуси. За шестьдесят дней я дал сорок пять концертов, и по приезду домой мне будет много чего вспомнить и рассказать людям…

Зрители уже почти собрались, и мы с Дэном отправились в комнату, где отдыхала от тысяч километров, сотен песен и десятков порванных струн его гитара. Ее, кстати, Дэн давал посмотреть и опробовать всем желающим. Люди были в полном восторге от этого мягкого и звонкого американского инструмента, в том числе и я, переигравший за всю жизнь на сотнях гитар (довелось когда-то работать в музыкальном магазине).

Но вот Дима приглушил яркий свет, оставив комнату в полумраке, и Дэн начал свое представление. Да-да, именно представление: музыкант не только ярко исполнял свои песни, но и рассказывал порой смешные, порой серьезные истории, проявляя свои актерские навыки, играл не только на гитаре, но и на синтезаторе, что придавало квартирнику особый шарм. После каждой песни музыкант срывал бурные аплодисменты, было видно, что он расположил к себе абсолютно всех. Особенно запомнилась зрителям композиция, которую Дэн исполнил дуэтом с Андреем из «Эксклюзива»: оба музыканта читали под гитару хип-хоп, причем каждый на родном языке – слушалось очень колоритно.

Вообще, музыку Дэна тяжело охарактеризовать жанрово, это взрывоопасная смесь рока и джаза, фолька и хип-хопа. Да и сам музыкант личность, бесспорно, яркая, с чем согласились не только в «Нашем крае», но и в таких авторитетных американских изданиях как «The New York Times», «New York Magazine», «The Deli Magazine» и в многочисленных он-лайн изданиях.

После двухчасового представления зрители не спешили уходить, все желающие брали автографы и фотографировались с Дэном, который, было видно, не на шутку устал, выложившись на все сто.

Затем за чашкой чая и печеньем прошла не менее интересная часть квартирника – беседа зрителей с музыкантом. Причем общались абсолютно на все темы: от религии и политики до музыкальных и кулинарных пристрастий. Дэн внимательно слушал каждого и сам рассказал много интересного о Нью-Йорке и Америке вообще: оказывается, его родной город – один из самых дорогих в США (к примеру, пачка сигарет стоит в среднем десять долларов), а в неблагополучных районах в темное время лучше не появляться, тем более с крупной суммой наличных.

Как заметил Дэн, ему нравится атмосфера таких чайных квартирников, когда стираются границы между выступающим и зрителем: слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителем, а музыканту – лучше узнать свою аудиторию.

После квартирника в Барановичах у Дэна появилось несколько новых друзей, с которыми он намерен поддерживать контакт через Интернет (я также собираюсь с ним переписываться по электронной почте). Всемирная паутина вообще стирает границы между городами и странами, делает людей ближе, поэтому, если хотите познакомиться с творчеством музыканта, не поленитесь – загляните на его сайт.

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *