Наверх

Как улучшить школьное образование?

22.03.2010 нет комментариев 220 editor

«Главная наша инвестиция в будущее» – так образно назвал мэр города Виктор Дичковский школьное образование. На минувшей сессии городского Совета депутатов местные власти думали, как сделать, чтобы наши «инвестиции» в умы и сердца школьников принесли наибольшие «дивиденды».

Несмотря на многочисленные эксперименты и преобразования, которые пережила школа в последние годы, качество среднего образования не только ничуть не снизилось, но и, заметим, повышается. По крайней мере, так можно судить по некоторым тенденциям, которые выявил начальник управления образования горисполкома Николай Хитрик. Например, из года в год среди наших школьников становится всё больше победителей олимпиад. Читатель может возразить: олимпиадники – это отдельные «светлые головы», по которым нельзя судить обо всем поколении, так же как нельзя судить о нем по убежденным «двоечникам». Но другой показатель – процент поступления – предельно красноречив. В прошлом году в вузах и ссузах продолжили обучение 95 процентов выпускников. И опять же, если сравнивать с 2008 годом, больше ребят поступило в высшие учебные заведения. Нужны ли здесь еще какие-то комментарии?

Нужны!

– Работа проводится, одним словом, большая, – оценил достижения городского среднего образования Виктор Дичковский. Не исключая вместе с тем необходимости стремиться к лучшему. Ведь в самом слове «образование» уже заложен смысл непрестанной работы, стремления к совершенству.

Подтверждая мысль, мэр города предложил всем, кто находился в зале… снять розовые очки. В переносном значении, разумеется.
– В некоторых начальных классах есть дети, которые уже знают вкус алкоголя!

Можно, конечно, списать всё на неблагополучные семьи, пожать плечами: что тут поделаешь? Семейное воспитание, пример далеких от идеала мамаш и папаш – учителя здесь бессильны. А делать надо, тем более что есть в средней школе люди, которые по должности отвечают за эту часть нелегкой педагогической работы – за воспитание. Кроме них, эту работу не выполнит никто.

Что думают о проблемах образования депутаты горсовета, которые сами далеко не новички в педагогике?
Интересно было слушать декана инженерного факультета БарГУ Александра Акулова.

Наиважнейшая – проблема здоровья школьников, на которую обратил внимание Александр Акулов, – это проблема не только сегодняшнего образования, медицины, но и завтрашней экономики. Часами просиживая за учебниками, ученики теряют нормальное зрение, а взамен получают вместе со свидетельством об окончании средней школы… хронические болезни.

Подсказку к решению этой школьной «задачки», наверное, следует искать в фразе депутата, претендующей на афористичность:

– Здоровье – не результат лечения, здоровье – результат воспитания!

Александр Акулов также говорил о том, что обучение надо приближать к врожденным склонностям ученика, к его естеству:

– Нельзя научить всему, тем более в информационно насыщенный век.

Алферовым молодой человек может и не быть, а вот гражданином быть обязан! Но какой хозяин своей земли вырастет из той части молодежи, которая сегодня отличается полнейшим равнодушием? Молодежь нужно привлекать к активной жизни, убежден Владимир Гордей. Как? Владимир Владимирович в пример привел Молодежную палату, которая создана при столичном Совете депутатов. Каждая минская школа выбирает в палату по одному лучшему представителю-ученику.

– Интересное предложение, надо бы изучить опыт коллег, – заметил на этот счет председатель городского Совета депутатов Владимир Стахнов.

– Родителям, чьи дети совершают проступки, мы уделяем много времени и сил: воспитываем на различных комиссиях, пытаемся направить в нужное жизненное русло. Почему же тогда забываем о добросовестных родителях, чьи дети не доставляют хлопот, а наоборот, служат примером? – недоумевал Геннадий Чернявский. Депутат предложил возродить традицию поощрения таких родителей хотя бы письменными благодарностями.

Были и предложения по части учебного процесса. Например, директор средней школы № 21 Николай Жуковский говорил об организации факультативов.

Городской лидер БРСМа Сергей Пятигоров замолвил слово за ребят, которые занимаются нетрадиционными видами спорта – скейтбордистов, роллеров и других. Всем им нужны специально оборудованные площадки для реализации своих спортивных фантазий.
…Умы школьников требуют «инвестиций». Пусть это даже будут не многомиллионные траты на новые парты и компьютеры, а просто доброе слово мудрого наставника, сказанное вовремя. Всё найдет свой отклик в будущем. Реальный и конкретный.

– Мы до сих пор относим образование к нематериальной сфере и… ошибаемся, – сказал Александр Акулов. – В современной экономике нет ничего важнее квалифицированного специалиста. Когда мы говорим об инновационной экономике, мы говорим об экономике, основанной на знаниях.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *