Наверх

Первые ласточки режиссуры

5.03.2010 Комментариев нет 312 editor

Во Дворце культуры «Текстильщик» прошел зональный тур областного конкурса «Ритмы молодости», в котором принял участие народный театр миниатюр «Софит» Барановичского государственного университета. И пока участники коллектива готовились к показу второй миниатюры, мы встретились с художественным руководителем театра Анной Грезе, которая рассказала об истоках любви к своей творческой профессии и любезно согласилась ответить на наши вопросы.

– Анна Владимировна, вы уже более десяти лет руководите театром миниатюр «Софит», который с недавнего времени носит почетное звание «народный». А как у вас появилась любовь к театральному искусству, сцене, режиссуре?

– У меня более чем тридцатилетний стаж работы в культуре. А любовь к такой, на первый взгляд, легкой и «праздничной», а на самом деле сложной, гиперэмоциональной, требующей полной интеллектуальной и душевной отдачи, иногда неблагодарной, но фантастически увлекательной профессии режиссера привил мой первый преподаватель по специальности Николай Николаевич Белян. Ему не так давно исполнилось шестьдесят лет. Этот талантливый мудрый педагог до сих пор здравствует и преподает режиссуру и мастерство актера в Минском государственном колледже искусств.

В 1976 году после окончания десяти классов я поступила тогда еще в Минское культурно-просветительское училище на только что открывшееся отделение режиссуры драматического самодеятельного коллектива на курс Николая Николаевича Беляна. Мы были первыми ласточками режиссуры в училище культуры.

Корифей театрального искусства, режиссер Московского театра Евгений Вахтангов говорил: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» – эти слова можно сказать и в адрес моего первого наставника-режиссера.

– А каково было учиться режиссерской профессии у Николая Николаевича?

– Вообще научить профессии режиссера нельзя – это эксклюзивная, «штучная» профессия, и только спустя время можно увидеть, кто состоялся, а кто не сумел. Можно обучить режиссерским приемам, технологиям сценического действия, выучить систему Константина Сергеевича Станиславского, но если у тебя нет склонности фантазировать, не развито воображение, если ты не можешь глубоко погружаться в творческий материал, то эту профессию ты не освоишь.

Благодаря наставнику мы пересмотрели весь репертуар академического театра им. Максима Горького, который находился недалеко от нашего училища. А еще Ник-Ник – так между собой мы называли любимого преподавателя – постоянно организовывал для нас, желторотых первокурсников, многие из которых приехали с периферии, творческие встречи с известными актерами и режиссерами. Представьте, что с вами один на один общается народный артист СССР Ростислав Янковский и другие известные актеры театра – эти встречи были просто незабываемыми.

Я и многие мои сокурсники научились у Николая Николаевича умению творчески мыслить, действовать, управлять сценическим процессом, но самое главное – он привил нам свой стиль и методы работы.

– И что это за стиль?

– На мой взгляд, основу стиля режиссера Н.Н. Беляна составляет классическая школа воспитания актера по системе К.С. Станиславского. С одной стороны – это сотворчество режиссера и актеров (студентов), с другой – строгая сценическая дисциплина и постоянная «муштра», практически без похвалы, что побуждало нас, его воспитанников, не быть равнодушными к тому, что делаешь, рефлексировать, глубоко анализировать, а следовательно, развивать воображение, расти профессионально и личностно. Такой стиль общения в профессии приносит свои позитивные плоды, но понимаешь это не сразу.

На первом курсе мы недопонимали, зачем наш любимый режиссер заставляет нас по десять раз выносить на сцену стул, добиваясь от нас слаженности, легкости, четкости. Как-то мы его спросили: «Николай Николаевич, а почему вы нас почти не хвалите?» На что он ответил: «Когда сдадите дипломный спектакль государственной комиссии, вот тогда и похвалю!» Так и произошло…

Спустя годы, занимаясь режиссерско-постановочной деятельностью, я поняла секрет работы Николая Николаевича, который сама взяла на вооружение. Секрет прост: режиссер не должен бояться творческих споров, но должен двигаться к воплощению своего замысла, потому что он знает, что и зачем делает, только он видит завтрашний день спектакля.

– Расскажите, а как появился «Софит»?

– Наш молодежный театр образован в 1998 году на факультете иностранных языков высшего педагогического колледжа. С 2004 года театр действует на базе Барановичского государственного университета и в его состав входят три поколения студентов и преподавателей – всего около 40 человек.

Основной творческой идеей театра является желание «высветить» «Софитом» не только разные стороны студенческой жизни, но и внести воспитательный потенциал в содержание миниатюры или спектакля.

– Каких наиболее значимых успехов добился «Софит» за свою историю?

– Первое выступление нашего театра состоялось в 2006 году на республиканском конкурсе-фестивале студентов высших учебных заведений «Арт-вакацыі» и было отмечено Дипломом Министерства образования Республики Беларусь. Участники театрального коллектива студенты Ольга Пушко и Владислав Корсак стали лауреатами конкурса от высших учебных заведений Брестской области, а я как руководитель была награждена Дипломом лауреата «Арт-вакацыі-2006» в номинации «Литературное мастерство».

В позапрошлом году на престижном конкурсе «Арт-вакацыі-2008» среди вузов коллектив театра был отмечен Дипломом Министерства образования, а ведущему актеру Николаю Макаренко была предоставлена честь вести гала-концерт фестиваля на сцене Витебского амфитеатра. В июле прошлого года коллективу театра «Софит» было присвоено звание «народный».

– Анна Владимировна, что для вас значит театр? Какое место он занимает в жизни?

– Театр для меня – это вся жизнь… А для участников – это школа актерского мастерства и развития творческих умений, это школа воспитания, формирования личности, духовно богатой, креативной, энергичной. Занятия в театре помогают многим утвердиться в жизни и профессиональной деятельности.

Среди воспитанников «Софита» есть люди, которые пришли в театр студентами-первокурсниками, а сейчас занимают должности в университете, являются его преподавателями. Это Павел Попко, Николай Макаренко, Кирилл Рассказов, Татьяна Малашенко, которым я очень благодарна за верность и преданность университетской сцене и театральному искусству.

– Трудно ли работать с вашими актерами-студентами? Назовите самых ярких из них.

– Лучи «Софита» одинаково согревают души не только студентов, но и преподавателей, аспирантов и магистрантов. Независимо от статуса их объединяет большое желание дарить людям хорошее настроение, позитив, познавать себя и всегда находиться в творческом поиске. Здорово, сложно и интересно творить с талантливыми и умными студентами, такими как Татьяна Землянушнова, Елена Веретило, Светлана Столяр, Анатолий Почебут, Леонид Михайлов и многие-многие другие замечательные и любимые мною воспитанники.

– Довольны ли вы сегодняшним выступлением ваших артистов в конкурной программе?

– Вполне! Но нет предела совершенству…

Кстати, в 2006 году наш театр уже становился Дипломантом областного конкурса «Ритмы молодости», и сейчас мы участвуем в этом фестивале, конечно же, с надеждой на победу!

– Анна Владимировна, желаем удачи вам и вашему замечательному коллективу, а также поздравляем вас и всю прекрасную половину «Софита» с Днем 8 Марта!

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *