Наверх

Барановичи выстояли в экстремальных условиях

8.02.2012 Комментариев нет 163 editor

Но некоторые уроки морозы нам преподнесли. Понятно, когда от сильных морозов и большого снега страдает Европа – она к таким условиям непривычна. А мы-то чего ноем, почему ждем-не дождемся, когда зима закончится? Наше желание поторопить весну тоже объяснимо: слишком расхолодили нас теплые и бесснежные зимы последних лет. И когда январь вдруг повеял настоящей стужей и крепкими морозами, оказалось, что эти условия стали для нас  экстремальными.

От чрезвычайных ситуаций в минувшую неделю наш город Бог миловал.

Все службы работали в повышенном, напряженном режиме. Первыми ощутили усиление холодов энергетики. Потребление газа увеличилось не просто в разы – в десятки раз. Большие объемы голубого топлива сжигали и промышленные потребители, и население.  По словам главного инженера управления «Барановичимежрайгаз» Олега Курбеко, в этой ситуации энергетики вынуждены были пойти на сдерживание потоков, ввели лимит. В самые морозные дни на мазут были переведены котельные локомотивного депо, авиаремонтного завода, торгмаша.

В домах горожан стали отключаться газовые котлы. Особенно деликатным оказалось импортное оборудование.

– Как правило, европейские котлы рассчитаны на максимальный мороз до минус 20О С, не ниже, – объяснил Олег Николаевич. – Они боятся сильного холода. Наши специалисты подробно консультировали горожан по телефону, как исправить ситуацию. Аварийные бригады выезжали на вызовы, помогали устранять неполадки на месте. Специалисты дежурили круглосуточно.

Аварийные бригады электросетей устраняли порывы проводов и в городе, и в районе. Главный инженер предприятия Виталий Масюкевич сообщил, что максимально на это уходило не больше часа. В готовности, на чрезвычайный случай, держали дизель-электростанции. Слава Богу, до этого не дошло.

Не повлияло на работу барановичских энергетиков прекращение подачи электроэнергии белорусам из Украины. Своих мощностей хватило. Директор электрических сетей Дмитрий Гавриленя уверял, что никаких ограничений подачи электричества потребителям не было. Тем не менее специалисты отделения энергонадзора строго предупреждали тех потребителей, которые пользовались дополнительными электроприборами для обогрева помещений.

Не выдерживали испытания морозами водопроводы, особенно у частных потребителей. Водоканал принял очень много заявок от горожан – аварийные бригады тут же выезжали и разогревали водопроводы. За плату. По словам главного инженера предприятия Дмитрия Тихно, сети замораживались по вине самих владельцев: недостаточно глубоко проложили трубопровод, не утеплили как следует и т. д. 

Не выдерживали морозов и трубы газопроводов. Они обмерзали, газ подмерзал внутри. В этой ситуации на резервном топливе стала работать и городская ТЭЦ. Благо, мазут у теплосетей заготовлен в достаточном объеме. Директор тепловых сетей Валентин Карачан подчеркнул, что ни один потребитель не почувствовал такой перемены – тепло шло в дома и на другие объекты непрерывно.

Тепло шло, а во многих квартирах горожан стало холодно. Температура опустилась ниже положенных плюс 18 градусов.

– Когда наши специалисты стали ходить по заявкам, – рассказывает начальник ЖРЭУ Николай Копытник, – оказалось, у многих жильцов даже окна не утеплены, не заклеены. Холод гуляет по жилью.

Вот такая беспечность. А многие горожане мерзли дома из-за… экономии.

– Нашего с мужем заработка едва-едва хватает на то, чтобы прокормить семью с двумя детьми, одеть их и рассчитаться с коммунальными платежами. Вот и вынуждены перекрывать кран на батарее. Одеваемся теплее. Только таким образом можем уложиться в бюджет, – пояснила сей факт одна горожанка.

Так теперь живут многие. А на кого рассчитывать?

– Как думаете, почему эти морозные дни стали для нас экстремальными, а не привычными, как было раньше? – рассуждал один из руководителей. – Потому что раньше никто не считал газ, электроэнергию, не экономил. А сегодня, с одной стороны, мы вынуждены экономить, а с другой, нарушать температурный режим на производстве. Выходит, экономим за счет людей. Парадоксальная ситуация.

Именно она и стала причиной многочисленных обращений горожан в редакцию газеты на то, что в салонах городских автобусов холодно. Рано утром в минувший четверг я еле доехала на «семерке»-МАЗе  с Колхозной до Кирова, думала, отморожу ноги. Глядя на соседей по салону, которые вели себя мирно (а я стучала сапогом об сапог), решила, что им всё нипочем, а я мерзну, потому что надела сапоги на каблуке. Накануне прочитала в одной газете, что, по утверждению специалистов, на высоких каблуках ноги мерзнут быстрее. Идеальный вариант для настоящих холодов – снова вошедшие в моду войлочные сапоги-валенки. Они стоят от 120 тысяч рублей до 700. Решила: на следующую зиму обязательно приобрету такую обувь.

Но уже во второй половине того же дня в редакцию стали звонить недовольные горожане: почему не работают печки в автобусах? Я, в свою очередь, с этим вопросом обратилась к главному инженеру автопарка Юрию Хрищановичу.

– Может быть, вы таким образом экономите? – допытывалась у него.

– Да нет таких указаний водителям. На линию все машины выходят исправными, ночь прогреваются. Сегодня из-за морозов с рейса съехали только три «Икаруса»: у них не открывались двери. В этих автобусах, правда, холодно, там печек нет. В этом году мы их будем списывать. А что касается «МАЗов», не может быть никаких вопросов.

Но вопросы о неработающих в автобусах печках горожане продолжали задавать. И не только журналистам, но и самим специалистам автопарка, работникам горисполкома.

В понедельник вновь связалась с Юрием Хрищановичем. В автобусном парке создали специальную комиссию, чтобы выяснить причины такой ситуации, на городские линии с инспекцией выезжали специалисты предприятия. Выяснилось, что морозили пассажиров и некоторые водители. Но основная причина опять-таки в той самой экономии. Двигатели автобуса работали в морозные дни на минимальных температурных режимах, чтобы не сжигать большие объемы дизельного топлива. Сегодня ситуацию изменили, топлива добавили. Но какие расходы теперь ожидают автобусный парк!

Между прочим, наш автопарк – единственное предприятие города, которое еще в сентябре 2011 года заказало у нефтехимиков 100 тонн зимнего дизельного топлива. Об этом редакции сообщил  начальник участка складохранения нефтепродуктов «Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт» Леонид Азарчик. Вот почему даже в сильные морозы все автобусы с территории предприятия исправно выходили на линии. Похвальная ответственность и аккуратность.

А вот другие потребители, заметил представитель нефтехимиков, проигнорировали их просьбу дать предварительные заявки.

– Мы обращались к промышленным потребителям и в сентябре, и в октябре, и в ноябре, – говорил Леонид Азарчик. – Поэтому и не завозили его в больших количествах. С ноября начали продавать. И если за ноябрь-декабрь-январь реализовали в среднем 500 тонн, то за минувшую морозную неделю потребность составила 100 тонн.

В реальности потребность в «Арктике» оказалась еще большей, несмотря на ее высокую цену – 7 100 рублей за литр. Но благодаря этому топливу автомобили, работающие на солярке, заводились даже на самом крепком морозе.

Правда, не у всех. Знакомый водитель, отправившийся в Москву, откровенно ругал разрекламированное топливо, потому что на трассе машина, заправленная «Арктикой»,  заглохла. Когда я рассказала об этом случае Леониду Азарчику, тот предположил, что у автомобилиста, возможно, были остатки другого топлива.

Ажиотажный спрос в морозы пришелся на услуги такси. Главный диспетчер предприятия «Спика» Татьяна Федорова была в шоке: «Творится невообразимое! Особенно утром и вечером.  Работаем очень и очень напряженно. Заявок столько, что у нас не хватает машин. Многие автомобили перемерзают. А люди хотят уехать быстро. Заказывают такси в поликлиники, больницы, в основном пожилые клиенты, с маленькими детьми. Боятся морозов».

То, что горожане спасались от холодов дома и на работе, лишний раз боялись выходить на улицу, подтвердили и медики. Заведующая центральной районной аптекой Светлана Барткевич призналась, что давно не видела таких пустынных залов аптек. «Горожане приходят за лекарствами только при острой необходимости, – говорила она. – Гораздо меньше стало и обращений к нам, телефонных звонков. Такая же ситуация и в Бресте».

Не скрывал удивления от такой обстановки и заведующий станцией скорой помощи Рауф Гасанов. «Мы работали в обычном режиме: 175-200 вызовов в сутки. Не больше. Народ осторожничает».

Как известно, при таких холодах меньше чихающих и кашляющих. Мороз закаляет. Вот и санитарные врачи надеются, что такая зима убьет всех клещей, которые, наоборот, очень любят влажную и теплую погоду.

А вот беспечность человеческая поражает. Спустя несколько дней после начала морозов в травматологическое отделение городской больницы стали поступать пациенты с обморожениями стоп, кистей, пальцев. Заведующий отделением Сергей Ковш так и охарактеризовал их поступки – «обыкновенная человеческая беспечность». Кто-то получил травму по пьяни, кто-то долго стоял на морозе, а кто-то… поспорил, что дойдет из Городища до Барановичей в тапочках!

Непременно надо обратить внимание горожан на то, что даже в такие морозы улицы и тротуары убирались. Было по-человечески жаль дворников. Но меня успокоил  директор спецавтобазы Владимир Тарасюк:

– Не переживайте, мы их перевели в другой режим. В связи с холодами они трудятся по три часа.

Для работников предприятия минувшая неделя оказалась даже благоприятной в том, что не шел снег. Часть зимней техники отдыхала.

Отличный вариант утепления земли на холодную зиму придумали когда-то на предприятии «Память». Ее который год укрывают листвой. И не так тяжело производить захоронения. По словам директора предприятия Владимира Павлова, под листьями земля только чуть-чуть схватилась. А для копки могил-подзахоронений к старым могилам применяют специальные электрические установки, которые откалывают ледяные глыбы.

Впрочем, в эти морозные дни на кладбище Русино было произведено гораздо меньше захоронений.

Не было у горожан и большого желания попариться в городских банях. Число посетителей за эти дни не увеличилось. Но и не уменьшилось.

Страшные дорожные аварии спровоцировали холода в республике. В Барановичах, к счастью, их не было. Сотрудники Госавтоинспекции оперативно помогали автовладельцам завести заглохшую машину, отбуксировать, вызвать техпомощь. И строго реагировали на брошенные автомобили на городских улицах – убирали их.

– Все стабильно и спокойно, – подвел итоги недели заместитель начальника горрайотдела по чрезвычайным ситуациям Владимир Лопух. – Для нас чрезвычайная ситуация начинается тогда, когда столбики термометра опускаются на уровень 35 и ниже градусов мороза. Мы работали в обычном режиме.

Зима устроила нам короткую передышку. Сегодня волна холода вновь накроет землю. Предстоящим морозам открыто радуются только школьники, с надеждой ожидая, что вынужденные каникулы на сей раз объявят для всех учеников – от первых до одиннадцатых классов.

0

Также на нашем сайте

  • В Барановичах прошла выставка голубей18.01.2012 В Барановичах прошла выставка голубей (0)
    Городское общественное объединение «Клуб голубеводов и любителей декоративных птиц» провело в минувшие выходные свою вторую выставку. Она собрала участников не только из […]
  • Архитектурный модернизм29.01.2012 Архитектурный модернизм (1)
    История нашего города во многом обусловила многообразие архитектурных стилей общественных и жилых зданий, возведенных в разное время в Барановичах. Особняком среди этого архитектурного […]

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *