Наверх

Прощёное воскресенье

25.02.2012 Комментариев нет 203 editor

В этот день Святая Церковь призывает нас от сердца простить всех, на кого по каким-либо причинам мы держим обиду. Однако от чего же именно в этот день следует простить всех, на кого, быть может, целый год или даже не один год в душе тлела или горела обида? Ответ на вопрос состоит в том, что этот день является последним днём перед наступлением Святой Четыредесятницы, по-другому – Великого поста. Святая Четыредесятница занимает особое место в церковной жизни. Храмы облачаются в тёмные тона, будничные богослужения отличаются продолжительностью, монотонностью, молитвословия по большей части читаются, а не поются, в будние дни не совершается полная Божественная литургия, в пище предписываются строгие ограничения. Основное содержание богослужебных текстов в этот период – призыв к покаянию, осознанию своей греховности, отделенности от Бога. А покаяние в грехах, естественно, подразумевает и просьбу о прощении этих самых грехов. И вот здесь, прежде чем просить о прощении своих грехов, следует вспомнить слова Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14). То есть наше прощение напрямую зависит от нашей же способности прощать. И вот, вступая в дни покаянного подвига, в скорбные дни воспоминания Христовых страданий, Церковь призывает нас оставить груз обид, злости, ненависти друг к другу и подумать о себе, своих грехах. Прощеное воскресенье является четвертым в списке подготовительных к Великому посту. Церковь постепенно подготавливает человека к тому, что он должен будет сделать в этот день.

Первая неделя – воскресенье, в которое на Божественной литургии читается притча Христа о мытаре и фарисее. Нам показывается фарисейская гордость, надменность, тщеславие и мытарево смирение, самоуничижение, глубокое раскаяние. Ежели быть до конца честным, то мало кто из православных может сказать о себе, что его никогда не посещали мысли типа «я каждое воскресенье (а то и в будни) хожу в храм», «я каждый месяц (а то и чаще) исповедуюсь и причащаюсь», «да я все посты соблюдаю и молитвы «вычитываю» (кстати, очень интересное слово по отношению к молитвам – авт.), а эта (или этот)…» Однако, как видим, тот, кто был презираем, унижаем окружающими, вышел из храма более оправданным от Бога, нежели тот, кто слыл праведником. « …Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», – читаем в Евангелии от Луки.

Вторая неделя – воскресенье о блудном сыне. Общеизвестная притча, да и выражение «блудный сын» стало крылатым. Здесь хотелось бы отметить безграничную любовь отца к своему заблудившемуся сыну. Ведь по сути этот юнец попросту растранжирил принадлежащую ему как наследство часть имущества отца, не попытавшись даже как-то приумножить его, пустить в дело, он прогулял его. И вот отец, видя издали возвращающегося сына, не дожидаясь каких-либо его слов (а может, он пришёл ещё денег просить?), обнимает, целует его. Более того, он даже как будто не слушает заготовленной покаянной речи сына, а в это время раздаёт приказы, чтобы сына побыстрее одели, обули и готовили богатое угощение. По святоотеческому толкованию, блудный сын – это всякий грешник, удалившийся от Бога, а отец – это сам Бог, который не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил. Ежели Бог терпит и прощает даже самого закоренелого преступника, то не подобает ли и нам делать то же, раз уж мы называем себя Его именем – христианами?!

Третья неделя – воспоминание Страшного суда, когда каждый из нас должен будет дать ответ за всё содеянное в земной жизни. И вот представьте: как малы и ничтожны окажемся мы перед Божиим величием, перед сонмом святых… мы, погрязшие в собственных грехах и беззакониях… Каким образом объясним, что при таком количестве грязи в нас самих смеем на кого-то обижаться?

 В ЭТОТ ДЕНЬ следует примириться именно с теми, на кого мы действительно держим обиду. Очень легко просить прощения просто так, по традиции, для веселья или чтобы подчеркнуть свою православность. Но Христос заповедал нам и врагов любить и прощать, а это уже подвиг, это труд над собой, это борьба со своим самолюбием, ради Бога, вот только всего этого (труда, борьбы) не видно, а потому и не привлекает. Если вы не можете простить того или иного человека, вспомните слова Христа, обращенные к фарисеям, когда те осуждали женщину-блудницу: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8; 7).

Прощеное воскресенье – это момент, в который человек может от души простить всех своих обидчиков, попросить прощения у тех, кого сам обидел и, войдя в дни Великого поста, с Божией помощью совершить подвиг покаяния, очиститься от грехов, примириться с Богом и в таком просветленном состоянии духовно воскреснуть вместе с Христом – причаститься Божественной Небесной Пасхи.

А можно оставить всё как есть…

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *