Наверх

К особенным детям – особый подход

28.04.2012 Комментариев нет 282 editor

Вырастить и воспитать ребенка – задача не из легких. А вырастить особенного ребенка – дело во сто крат сложнее. Детям с особенностями психофизического развития внимания, заботы и педагогических умений нужно куда больше.

О том, как обстоят дела с воспитанием таких особенных детей в нашем городе, узнали участники выездной коллегии Министерства образования. «Обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в Брестской области: состояние, перспективы и проблемы» – так звучала тема коллегии. Сначала гости города – а это представители Министерства образования во главе с первым заместителем министра образования Александром Жуком, руководители областных управлений образования, а также специальных учебных учреждений, реализующих образовательные программы специального образования – познакомились с тем, как построена работа по воспитанию и обучению особенных детей в Барановичах. В программе посещения значились три адреса: Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специальный детский сад № 45 и средняя школа № 13.

Действующий с 1999 года Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации сегодня воспитывает 116 детей. Здесь они проходят регулярное психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого для каждого воспитанника назначается индивидуальная коррекционно-педагогическая программа с учетом максимально возможного уровня развития каждого ребенка.

– Наш Центр координирует деятельность всех учреждений образования города, в которых воспитываются и обучаются дети с особенностями психофизического развития, – рассказала гостям директор Центра Наталья Смирнова. – Отмечу, что сегодня в городе сформирована сеть специального образования, которая отвечает запросам и образовательным потребностям таких детей.

Заметим, что сеть эта довольно внушительна. В ее состав входят два специальных дошкольных учреждения, 23 специальные группы в обычных детских садах, 1 группа интегрированного (совместного с обычными детьми) обучения и воспитания для детей с нарушением слуха, 29 спецклассов, 4 класса интегрированного обучения и воспитания. Всего в специализированных классах и группах обучается около полутора тысяч детей.

Барановичский Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – один из лучших в республике. О результативности работы коллектива медиков и педагогов участники коллегии могли судить по концерту, который показали гостям. Незнакомый с тонкостями воспитания особенных детей вряд ли оценит то, что удалось достичь в Центре, а вот специалисты были искренне удивлены. Дети с тяжелыми заболеваниями танцевали, пели и улыбались, живо реагируя на происходящее. Чтобы добиться этого, потребовалось колоссальное вложение труда специалистов Центра, их искреннее сочувствие, терпение, такт.

Не меньший интерес у участников коллегии вызвал и другой объект посещения – средняя школа № 13. С 2009 года здесь наряду с обычными детьми занимаются дети с особенностями психофизического развития. В школе действует два интегрированных класса, в которых сегодня учатся шесть особенных детей. Наш город стал вторым после столицы, где пошли на подобный шаг – обучать обычных и особенных детей вместе. 

 – Предстояло организовать безбарьерную среду для этих детей: сделать пандусы, заделать пороги, переустроить туалеты. На первых порах было и некоторое непонимание с родителями. Но сегодня эти проблемы уже позади, – рассказал участникам коллегии директор школы Сергей Пузиков. – Следующая задача, которую мы ставим – инклюзивное образование. Понятно, что мы не можем перенести на первый этаж кабинеты физики или химии, но можно сделать так, чтобы дети с особенностями могли изучать эти предметы, находясь в других кабинетах. Думаю, помогут в этом и интерактивные доски, которые мы надеемся приобрести в ближайшее время.

Потом участники коллегии собрались на пленарное заседание, где обсудили проблемы и перспективы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. Принимавший участие в заседании председатель горисполкома Виктор Дичковский, рассказав о работе города в этом направлении, об общих успехах образовательной системы (а гордиться нам есть чем: Барановичи – лидер республики по количеству победителей школьных предметных олимпиад), коснулся и несколько иной проблемы образования.

– Предлагаю рассмотреть вопрос о комплектовании классов, – обратился к представителям Министерства образования Виктор Дичковский. – В начальной школе обучается по 20 человек в классе, а с переходом в пятый класс – по 25. Может, стоит отменить эти жесткие рамки, комплектуя классы в зависимости от обстоятельств? Думаю, если не разрушать коллектив, который уже сложился к концу начальной школы, это поможет сохранить благоприятный психологический климат и скажется на общем уровне самочувствия и обучения школьников.

Александр Жук обещал рассмотреть этот вопрос на итоговом заседании Министерства образования в конце учебного года.

 

Справка «Нк»

Инклюзивное (от французского inclusif – включающий в себя), или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Управление образования городского исполнительного комитета выражает благодарность за оказанное содействие в подготовке и проведении выездной коллегии Министерства образования Республики Беларусь комбинату железобетонных конструкций, частным предприятиям «Гвевис-Про», «Мебельсервис» и торговому дому «Аллюр-Торг».

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *