Наверх

От чистого истока

15.02.2013 нет комментариев 305 editor

15 февраля – Всемирный день православной молодёжи. Девятиклассники  Владимир Грицевич и Максим Тяшкевич собираются стать священниками. 

Далеко не типичный выбор профессии, так же? Но не только это выделяет их среди ровесников.

Оба вдумчивые, серьезные, я бы даже сказал, степенные. От них за два часа беседы ни разу не услышал характерных словечек «типа», «это самое». Речь полновесная, литературная, которая сегодня звучит на улице нечасто, льется естественно, как вода в реке. И главное, в ней есть смысл, порой неприземленный, философский.

– «Бери от жизни всё!» – призывает современная реклама. И толкает человека к тому, чтобы он, не стесняясь, делал всё, что хочется, ведет его к распутству. Что – всё? Всего от жизни, как бы ни старался, не возьмешь. Однажды всё равно поймешь, что от нее тебе надо что-то одно. Только ведь может быть поздно, – рассуждает Владимир.

Чего им нужно от жизни, Володя и Максим, по-моему, уже решили, нашли в ней тот собственный путь, который делает человека неповторимой личностью. В роду ни у одного, ни у другого не было священников, разве что прапрадед Грицевича имел отношение к церкви – был регентом в кафедральном Новгородском соборе. Владимир пришел к вере благодаря бабушке, которая сызмалу брала его с собой в храм. Максим, как выражается он сам, – «пришел к Богу через маму». Однажды она подарила ему на день рождения книгу «Закон Божий».

– Меня всегда интересовало, откуда этот мир пошел, – говорит Максим. – Ответ нашел для себя в Библии. С 11 лет стал пономарить.

Сейчас оба прислуживают в свободное время пономарями – один в Покровском храме, другой в строящейся в Северном микрорайоне церкви Святого Георгия Победоносца.

– С третьего класса я ходил в воскресную школу. В один прекрасный день настоятель Свято-Покровского храма отец Александр Дзичковский по просьбе отца Владимира Барбарича благословил меня на то, чтобы я стал прислуживать в алтаре. Потом мне доверили читать на клиросе, – рассказывает Володя. – Мои главные обязанности как пономаря – подать кадило, выйти со свечами на вход во время богослужения.

Еще парень научился звонить в колокола. Это не так просто, как кажется, тоже своего рода искусство.

– Отец Владимир на прошлую Пасху завел меня на колокольню. Первый раз ударил в колокол сам, второй раз позволил мне. Чему-то в деле звонаря я научился от других пономарей, что-то отыскал в интернете.

Проблема, которая волнует наших современников Максима и Владимира – бескультурье. Оно существовало во все времена. Но сейчас ведет себя совсем уж беззастенчиво.

– В социальной сети «ВКонтакте» полно групп, сеющих распутство, их волна захватила в последнее время и «Фэйсбук», – замечает Владимир. – Конечно, лучше, чтоб их вовсе не было. Технически группы можно хотя бы сделать закрытыми – однако этим никто себя не утруждает. Всё открыто, всё напоказ!

Беспредел (не в последние ли лет 20 родилось это слово?) из виртуального пространства переходит в реальное. Ребята, подчеркну, не выступают против прогресса – у самих есть странички «ВКонтакте». Любую современную вещь, говорят они, можно использовать во благо и во вред.

– Идешь по городу и видишь на стенах непотребные надписи, – хмурится Владимир.

– Даже на вагончике, в котором временно располагается храм Святого Георгия Победоносца, уже пишут, – добавляет Максим.

Не могли не вспомнить ребята дикие события последних лет в России, которые задели за живое каждого верующего человека, – неоднократные осквернения православных храмов, убийство православного священника.

Что можно противопоставить напирающему варварству? У школьников есть ответ. Они предлагают ввести в старших классах курс «Основы православной культуры», который ученики могли бы посещать на добровольной основе. Пусть даже это будут короткие 15-минутные встречи священника со школьниками. В последнее время подобный курс появился в некоторых младших классах, но, считают Володя и Максим, малышам он не так интересен, как подросткам: во втором классе вряд ли кто-то задумывается о смысле жизни. В перспективе этот курс мог бы давать представление о других мировых религиях.

– Христианство – часть нашей восточнославянской культуры. Если молодежь не знает ничего о христианстве, эта часть культуры, можно считать, утрачена. Многие наши ровесники называют себя православными просто потому, что им бабушка сказала, что они крещеные или же оттого, что носят крестик. Но мало что знают о сути веры.

Можно было бы сказать, что всё это просто слова, но Владимир Грицевич и Максим Тяшкевич основывают свои выводы на анкетировании, которое провели в родной 19-й средней школе среди учеников 9–11 классов. Результаты исследования в январе они представили на городской научно-практической конференции «Молодежь. Творчество. Интеллект – 2013», за что были отмечены похвальным листом.

Половина из примерно 240 опрошенных старшеклассников не смогла назвать ни одного церковного таинства.

– Когда-то было нормой причащаться – так называется священнодействие, через совершение которого человек приобщается к Богу, – и исповедоваться раз в три месяца. Теперь хорошо, если человек причащается раз в полгода. Говорят: нет времени ходить в церковь. Но это отговорка. Церковь подстроилась под ритм современной жизни, вечерние службы проводятся раньше, – комментирует Владимир.

В то же время 85 процентов заполнивших анкету школьников высказались за введение курса занятий по основам православной культуры. Десять процентов не возражают, но считают, что это нужно только интересующимся. И только пять процентов ответили категоричным отказом.

– Поначалу на меня в классе смотрели как на человека даже не из прошлого – из позапрошлого века, – признается Владимир. – А теперь некоторые сами подходят, интересуются канонами православия. Молодежь вряд ли сделает шаг к Церкви. Поэтому Церкви не остается ничего другого, как самой сделать этот шаг.

Надеждой Православной Церкви назвал таких активных ребят, как Владимир и Максим, протодиакон Свято-Покровского храма Андрей Горбунов:

– Максима я знаю еще по занятиям в воскресной школе: самый активный ученик. Володя порой бывает нетерпелив (а это имеет значение: когда спешишь, можно проскочить мимо чего-то важного), что, однако, компенсируется его старательностью. В церковь приходит задолго до начала богослужения. Недавно вызвался помочь мне составить книгу о святых, рассказ о которых будет идти в хронологическом порядке.

– О чем вы мечтаете? – всё же спросил я у ребят напо-следок, хотя догадывался, каким будет ответ.

– Если Бог благословит, в духовную семинарию поступить. А там, если Бог даст – в сан вступить, – отвечает Владимир.

– На Бога надейся, а сам не плошай, – с улыбкой добавляет Максим.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *