Наверх

Константин Сумар: «Не приемлю кабинетный стиль работы»

2.12.2014 Комментариев нет 497 editor

Брестская область 4 декабря отметит 75 лет со дня своего образования. Это событие связано с важной вехой в истории страны – объединением Беларуси. 

Во все времена Брест, Брестская область выполняли роль западных ворот страны. С 2015 года это будет еще и граница между двумя крупнейшими интеграционными объединениями – Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. О том, каким потенциалом располагает регион, какие дивиденды готов извлечь из своего нового статуса, что ставят во главу угла местные органы государственного управления сегодня и каковы перспективы развития области, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал председатель Брестского облисполкома Константин Сумар. 

–  Константин Андреевич, границы прежнего Полесского воеводства и современной Брестчины в значительной степени совпадают. Интересно было бы сравнить основные социально-экономические показатели региона тогда и сегодня: трудовые ресурсы, грамотность населения, его доходы, объемы промышленного и сельскохозяйственного производств. 

–  Может, не совсем правильно будет сравнивать какие-то показатели и цифры. Все-таки нас разделяют семь с половиной десятилетий. Но некоторые позиции, действительно, интересно сопоставить. Например, практически на одинаковой по площади территории отмечен прирост населения. В 1939 году в Полесском воеводстве проживали 1 млн. 209 тыс. человек, а сегодня – 1 млн. 389 тыс. На момент образования области среди жителей 83% были сельчанами и только 17%  –  горожанами. Сегодня две трети проживают в городах и лишь 30% – в сельской местности. Есть и другие факты. Раньше 23% детей школьного возраста не учились в школе. Сейчас это даже представить сложно.

В сельхозпроизводстве в 30-х годах прошлого столетия было занято 80% жителей Полесского воеводства. В АПК нынешней Брестчины работают примерно 15% жителей. Урожайность зерна в те годы составляла всего 4,8-8 ц/га. Сегодня этот показатель в 8 раз выше. В этом году мы получили в среднем с 1 га более 41 ц зерновых, и это без учета кукурузы. Интересно проследить динамику изменения урожайности. Ее довоенный уровень сохранялся вплоть до 1955 года. В 1970-е –  уже 15 ц/га, в 1980-е –  16,8 ц/га, в 1990-е – 29,6 ц/га, а в 2003 году –  24,8 ц/га. Можно сказать, отрасли, которые нам достались по наследству, сельское хозяйство и деревообработка, мы не только сохранили, но и значительно укрепили. Как и у наших предков, они стали визитной карточкой, играют главную роль в развитии экономики Брестской области. 

–  В текущем году Брестская область получила рекордный урожай зерновых: намолочено по тонне зерна на каждого жителя региона. Когда-то валовой сбор в 1 млн. тонн представлялся рубежным, сейчас за ориентир взято 1,5 млн. тонн. На сколько нужно и возможно нарастить производство зерновых, других сельхозкультур? 

–  Одной из главных задач сегодня и на перспективу является наращивание производства животноводческой продукции. Это не только обеспечение продуктами питания внутреннего рынка, но и основной экспортный ресурс. Для выполнения этой задачи нам нужна в первую очередь стабильная кормовая база для общественного животноводства. Потребность животноводческой отрасли области в концентрированных кормах составляет около 1 млн. 240 тыс. тонн. Даже с учетом нынешнего хорошего урожая на эти цели мы направили только 1,1 млн. тонн. А с каждым годом продуктивность будет расти, поголовье тоже будет увеличиваться, соответственно, и потребности возрастут. Потому ставим задачу на 2015 год выйти и закрепиться на уровне как минимум на 1,5 млн. тонн валового производства зерна. 

Поскольку посевные площади не увеличиваются, резерв нужно искать в повышении урожайности и современных технологиях. Это мы и будем делать. Нужно повысить урожайность рапса до 30 ц/га, планируем ежегодно получать около 180 тыс. тонн. Ежегодно растет потребность населения в овощной продукции. В связи с этим почти в 2 раза увеличили производство овощей по сравнению с прошлым годом. Собранный урожай позволил провести закладку картофеля, овощей и фруктов на хранение в необходимых объемах.

Хотя год еще не закончился, в области уже произведено на душу населения зерна (1050 кг) и мяса (158 кг) больше, чем за весь прошлый год (зерно — 821 кг, мясо — 155 кг). На каждого жителя региона произведено 800 кг молока. Планируем, что по итогам 2014 года будет свыше 1 т молока на человека. Это уже близко к европейскому уровню развития агропромышленного комплекса.

–  Деревообработка, наряду с сельским хозяйством, играет ключевую роль в экономике региона. В условиях отсутствия недр, богатых природными ископаемыми, сделана ставка на леса, мелиорированные земли. Насколько полно задействованы в области эти ресурсы? Каковы перспективы развития деревообрабатывающей промышленности, мелиоративного хозяйства? 

–  Действительно, для белорусов, и жителей Брестчины особенно, земля и леса – основное богатство, которое мы как настоящие хозяева стараемся использовать рачительно. Деревообработка – одна из отраслей, на которой специализируется регион. Она имеет самый высокий удельный вес в экономике по сравнению с другими регионами страны. Основная задача – максимально глубокая переработка собственного сырья и производство продукции из древесины с большей добавленной стоимостью. Примером предприятия, которое успешно решает эту задачу, является ОАО «Ивацевичдрев». Это предприятие не только результативно работает на внутренний рынок, но и 70% продукции экспортирует. Прорабатывается вопрос, чтобы древесно-стружечные плиты ОАО «Ивацевичдрев» использовались предприятием «Инволюкс», одним из резидентов СЭЗ «Брест», производителем мебели, которое сейчас импортирует ДСП. В ОАО «Ивацевичдрев» идет необходимое дооснащение производства, чтобы выпускать плиты нужных габаритов, в следующем году планируется запустить его и переориентировать производителя на местного поставщика. 

Что касается мелиорации, то за последнее десятилетие мы проделали большую работу в этом направлении. Активный мелиоративный фонд освоен на 85% –  это хороший показатель. Практически каждый второй гектар сельхозугодий мелиорирован. Несложно представить, какой это потенциал для развития сельского хозяйства. Больше прирастать мелиоративными землями не нужно, будем поддерживать и совершенствовать уже существующие мелиоративные системы, строить новые дороги, предназначенные для энергонасыщенной большегрузной техники, перестраивать открытые сети на дренаж. У мелиораторов все для этого есть – и современная техника, и грамотные кадры. 

–  Выгодное расположение Брестской области всегда привлекало потенциальных инвесторов. Другое дело, что не всегда эти планы имели практическое воплощение. Сколько инвестиций удалось привлечь в регион в последние годы? Какие наиболее значимые для области инвестпроекты? 

–  У региона действительно множество преимуществ. Причем не только географических. Это и квалифицированные кадры, и хорошие условия для ведения бизнеса. Это не мои слова, а инвесторов, которые выбирают Брестчину для реализации различных проектов. За последние годы в стране и области было многое сделано по улучшению условий для ведения бизнеса, формированию благоприятного инвестиционного и налогового климата, созданию преференций для инвесторов. Как результат, только с начала этого десятилетия привлечено более $900 млн. В числе наиболее значимых проектов, которые реализуются в области, могу отметить комплексное освоение Хотиславского месторождения в Малоритском районе, уникальное для страны производство полного цикла аккумуляторов в Пинске, начало строительства горно-обогатительного комбината на Ситницком месторождении. 

Что касается планов, то в следующем году с участием швейцарского капитала будет начато строительство установки по получению свалочного газа в Брестском районе. На базе предприятия «Экзон-глюкоза» с привлечением сирийского капитала планируется реализовать проект по глубокой переработке кукурузы. Сумма инвестиций более $100 млн. Однако утверждать, что задействован весь имеющийся инвестиционный потенциал, нельзя, потому что предложений для инвесторов у нас еще очень много. В области подобрано около 130 земельных участков для реализации инициатив инвесторов. Мы предлагаем поучаствовать в разработке месторождения стекольных песков в деревне Городная Столинского района. На территории области есть залежи сапропелей, которые являются сырьем для производства большого спектра продукции – от удобрений до косметологии. Мы открыты для интересных и перспективных инвестпредложений в различных направлениях. 

В целом в области ведется активная инвестиционная деятельность. С 2009 года капиталовложения в модернизацию предприятий, развитие сельского хозяйства, строительство жилья, социальных объектов и дорожно-транспортной инфраструктуры за счет различных источников финансирования превысили более Br80 трлн. 

–  Как продвигается проект создания так называемого итальянского промышленного округа в Бресте? Не так давно вы побывали с официальным визитом в Италии. Поднималась ли на переговорах эта тема? 

–  В сентябре я встречался с руководством региона Калабрия Итальянской Республики. Конечно, обсуждалась и дальнейшая перспектива развития итальянского промышленного округа. Этот вопрос был бы уже решен, если бы не проблемы экономического характера, которые затронули экономику наших партнеров и не позволили осуществить этот проект в намеченные сроки. На встрече и мы, и итальянская сторона подтвердили, что по-прежнему заинтересованы в создании промышленного округа. И то, что подписан меморандум о взаимопонимании в области экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, является подтверждением перспективности взаимодействия с итальянскими партнерами. 

–  Определяющим для народно-хозяйственного комплекса страны в последние годы стала модернизация. Идет масштабное обновление и создание новых промышленных производств, реконструируются молочно-товарные фермы, оптимизируются структуры управления. В то же время растет число убыточных предприятий, затоваренность складов, есть другие проблемы. Это результат влияния глобальных макроэкономических процессов или недальновидных управленческих решений? 

–  Конечно, в силу открытости нашей экономики мы зависим от тех процессов, которые происходят в мировой экономике. Зависим от конъюнктуры рынка, курса валют. Многое сделано по модернизации перерабатывающих предприятий, которые выпускают качественную и востребованную на внутреннем и внешнем рынках продукцию. Вместе с тем из-за падения курса валют в основных странах-партнерах мы теряем примерно 10% экспортной выручки. По ряду позиций область импортирует сырье для своей промышленности и потому зависит от формирования цен страной-импортером. Это объективные причины, которые даже с учетом успешной работы по модернизации производства не позволяют работать в полную силу. 

Но есть и факты недальновидных управленческих решений. Это те случаи, когда средства вложены в новое оборудование, а экономический эффект от реализации продукции, которую планировали производить, изначально не просчитали. В итоге – убытки и необходимость возвращать взятые на модернизацию кредиты. Или более распространенный вариант: предприятие вовремя не среагировало на требования рынка, не перестроилось и в условиях растущей конкуренции оказалось не у дел. Но ведь там работают люди, и это безоговорочный аргумент, чтобы искать выход из сложившейся ситуации. 

Механизмы работы с такими предприятиями созданы законодательно – это реструктуризация, санация или банкротство. Свою основную задачу мы видим в том, чтобы в первую очередь поддержать те предприятия, которые наиболее важны для экономики области и региона, создать новые производства и рабочие места, чтобы трудовые коллективы неконкурентоспособных предприятий не были выброшены на рынок труда. 
Конечно, добиться того, чтобы абсолютно все предприятия работали с прибылью, невозможно. Но модернизацию производств, повышение конкурентоспособности продукции и поиск новых рынков сбыта будем продолжать. При этом акцент должен быть сделан на экономической модернизации. Она не требует таких больших финансовых вложений, как техническая, и заключается в наведении элементарного порядка, соблюдении технологий, трудовой и технологической дисциплины.

–  Пищевая промышленность, переработка в последние годы приобрели для страны в целом и региона в частности характер стратегических отраслей экономики. В обновление молочных заводов, мясокомбинатов вложены миллиардные инвестиции. Какие дивиденды область имеет от этой модернизации? 

–  Результатом техперевооружения предприятий концерна «Брестмясомолпром» стала современная конкурентоспособная продукция, половина которой идет на экспорт. Молокозаводы и мясокомбинаты области перерабатывают почти четвертую часть молока и мяса от республиканского объема и наращивают объем выпуска практически всех основных видов продукции. На счету области треть республиканского объема производства сыров, четверть – всех колбасных изделий и около 20% –  полуфабрикатов. Модернизация отделения сыров на Березовском сыродельном комбинате позволила в 1,5 раза увеличить выпуск этой востребованной продукции. Планомерная работа по переоснащению Брестского мясокомбината дала возможность в 2 раза увеличить производство колбасных изделий. Каждая третья тонна экспорта белорусских колбас – от брестских производителей. 

Сложилась практически безотходная переработка мясного и молочного сырья. Но самое значимое, что мы не только обеспечиваем продовольствием свой рынок, но и значительную часть продукции экспортируем. Брестчина давно выполнила задачу, которую поставил Президент перед каждой областью: продавать продовольствия на $1 млрд. Уже по итогам прошлого года этот показатель в Брестской области составил $1,4 млрд. По экспорту продовольствия область уверенно сохраняет лидирующие позиции в стране. Брестчина продает продовольствия столько, сколько Могилевская, Витебская и половина Гомельской областей вместе взятые. Только за 9 месяцев текущего года экспортировала его на сумму $1 млрд. 107 млн. Сохраняется положительное внешнеторговое сальдо от торговли продовольствием ($563,3 млн.). В целом от внешнеэкономических операций положительное сальдо по области составляет $345,2 млн. 

–  Политика социально ориентированной экономики диктует определенный алгоритм действий местных органов власти – в первую очередь при планировании, определении прогнозов развития, формировании бюджета. Трудно ли сохранить паритет интересов между жилищным строительством и сферой ЖКХ, здравоохранением и образованием, правоохранительным блоком и культурой? Как определяются приоритеты в планах? 

–  В области существует определенная база объектов социально-культурного назначения, жилищно-коммунальной сферы, есть установившееся соотношение на ее содержание из бюджета, которое выдерживается из года в год. Около 28% средств идет на образование, 23% –  на здравоохранение, по 9% –  на жилищно-коммунальную сферу и сельское хозяйство. Это и есть первоочередные расходы: зарплата, питание, медикаменты, жилищное строительство, газификация. Есть расходы не первоочередные, но также необходимые для жизни области. К ним относится строительство, ремонты и реконструкции объектов здравоохранения, образования, спорта, культуры. С учетом приоритетов, которые определяются на уровне страны, в том числе главой государства, а также потребностей региона, принимается решение, какие объекты нужнее всего людям, а с какими можно подождать. На недавнем совещании с правительством Президент поставил задачу в ближайшее время сконцентрироваться только на крайне важных объектах, отложив пока строительство административных зданий и развлекательных объектов.
Все усилия направим на завершение строек в отрасли здравоохранения и других направлениях социальной сферы. Они все крайне нужны нашим людям. Это хирургический корпус областного онкодиспансера, который постараемся открыть к концу года. Буквально на днях завершается строительство блока Б областной больницы, а в начале декабря – первого пускового комплекса перинатального центра. Строительство и реконструкция медучреждений области, пожалуй, самая большая стройка Брестчины. Благодаря этому качество и доступность оказания медицинских услуг должны подняться на более высокий уровень. 

К концу следующего года планируется завершить строительство театра кукол в Бресте. Есть несколько важных объектов в системе образования. Во втором квартале 2015 года будет сдан детский сад в деревне Рубель Столинского района. На очереди строительство еще семи детских садов – в Бресте, Пинске и ряде районов. Более конкретные сроки будут определены исходя из возможностей областного бюджета. 

–  Какие достижения в социальной сфере могут быть поводом для гордости? К примеру, последние два года в регионе отмечается позитивная демографическая тенденция: рождаемость превышает смертность. Чем вы это объясняете? 

–  Естественный прирост населения – один из самых значимых показателей как для отдельно взятого региона, так и для страны в целом. Тем более если это тенденция. В Брестской области отмечен естественный прирост впервые за 18 лет только в конце прошлого года. По этому показателю Брестчина продолжает оставаться единственной областью в стране. По итогам 9 месяцев этого года естественный прирост в регионе составил 827 человек. Положительные показатели имеют города Брест, Барановичи, Пинск и 6 районов. 

Добиться таких результатов невозможно разовыми акциями или за короткое время. Это результат большой работы по социально-экономическому развитию страны и регионов, которую проводит глава государства. Это модернизация здравоохранения, меры по поддержке рождаемости и многодетных семей, по улучшению условий труда, быта и отдыха и в целом качества жизни людей. Для нас естественный прирост населения является своеобразным маркером правильности работы. 

–  В свое время Брестская область первой вывела бытовое обслуживание из системы госрегулирования. По вашему мнению, сфера услуг, торговля должны находиться в частных руках и регулироваться исключительно рынком, а не административными методами? 

–  Во-первых, не вся торговля и сфера услуг региона находятся в частных руках. Если исходить из удельного веса в розничном товарообороте государственных и с долей государства торговых организаций, а также потребкооперации, которую с учетом социальной функции по обслуживанию сельского населения нельзя отнести к частной, то он составляет примерно 30% розничных продаж Брестской области. Это немалая доля. Кроме того, государство сохраняет и будет в дальнейшем сохранять контроль над базовыми оптовыми операторами области (такими как Брестская областная база «Бакалея», «Брестобувьторг»), что позволяет влиять на поставки товаров на внутренний рынок области, включая поддержку отечественных товаропроизводителей. 

Я не вижу необходимости в передаче в частные руки организаций, которые занимаются питанием детей в городских школах и садах либо осуществляют закладку стабилизационных фондов картофеля и овощей в межсезонный период. Это стратегические и социально значимые для области организации. Да и, наверное, частнику они не особо интересны ввиду их социальной направленности.

Во-вторых, сфера торговли и услуг является, на мой взгляд, самой свободной и либеральной среди других отраслей народного хозяйства. С одной стороны, это неплохо. Конкуренция, если она здоровая, –  своеобразный двигатель развития. Тем не менее под конкуренцией и рыночной свободой ни в коем случаем нельзя понимать вседозволенность. Прямые или косвенные рычаги административного регулирования торговли существуют во всем мире, в том числе в Европе и Соединенных Штатах. Государство должно в определенной степени регулировать торговлю, вмешиваясь, если это необходимо на отдельных этапах, в процессы ценообразования, поддержки отечественных производителей, недопущения монополизации и создания условий для конкуренции на розничном рынке. Розничный бизнес в свою очередь должен участвовать в социальных проектах, исправно и в полном объеме платить налоги.

–  Константин Андреевич, вы возглавили область 10 лет назад. Какие из задач тогда, в 2004 году, вам представлялись первоочередными и исключительно важными? Что удалось достичь, а что пока не сделано и почему? Насколько задачи десятилетней давности отличаются от нынешних? 

–  При моем назначении глава государства высказал крайнее неудовлетворение обликом областного центра и определил двухлетний срок для наведения порядка. Это стало задачей номер один. Взялись наводить порядок не только в Бресте, но и во всех населенных пунктах области. Я поставил перед собой и руководителями в регионе цель – максимально вовлечь людей в процесс наведения порядка, избавиться от равнодушия, повысить ответственность руководителей за вверенный им участок, а главное – создать систему работы. Многое удалось сделать в этом направлении, в том числе при большой поддержке Президента. Но и сегодня этот вопрос полностью не закрыт, есть масса недоработок. Задача, поставленная 10 лет назад, для меня не теряет актуальности по сей день. 

Со временем смещаются акценты на проблемы, наиболее важные в данный период. Но основным для органов власти является решение тех задач, которые ставит перед нами Президент, в первую очередь по вопросам, касающимся развития экономики, повышения качества жизни людей, обеспечения безопасности и комфортности проживания в каждом уголке региона. Для меня это три важнейших ориентира при принятии любого управленческого решения.

–  Что определяет стиль руководства губернатора Сумара? Какие требования вы предъявляете к команде? 

–  Ценю в людях работоспособность, желание в любом вопросе разбираться до конца, профессиональную состоятельность, умение доводить до логического завершения каждое принятое решение. Как человек, очень требовательный к себе, так же отношусь и к тем, кто со мной работает. При принятии решений стараюсь руководствоваться интересами дела и общественной пользы, даже если это не совсем популярные меры. Не приемлю кабинетный стиль работы, потому что он не позволяет понять реальную картину жизни, те вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются люди. Нередко мне приходится критиковать и поправлять тех руководителей, которые предпочитают работать, не выходя из кабинета. 

Главное правило, которое должно быть таблицей умножения для каждого управленца, состоит в том, чтобы никогда не исчезало чувство ответственности за конечный результат работы перед людьми, для которых и с которыми ты работаешь. 

Такая система у меня выработалась давно, как только я начинал свою деятельность в должности председателя колхоза. Я с детства хотел им стать, глядя на отца. Он был из числа первых председателей в Лунинецком районе, когда началась коллективизация. Своих детей, а нас шестеро было, воспитывал собственным примером: если уже делал что-то, то добротно, чтобы ни у кого не было нареканий.

–  Трудно ли быть руководителем региона, в котором родился? Это облегчает или усложняет работу? 

–  Работать, если ты вкладываешь в свой труд все силы и душу, всегда непросто. Но когда видишь, что эта работа приносит реальные результаты, жизнь людей становится лучше, меньше становится бесхозяйственности и равнодушия, то о сложностях уже не вспоминаешь. Мне повезло, что жители Брестчины, мои земляки, очень трудолюбивые люди, рачительные хозяева на своей земле, которые доверяют политике, проводимой Президентом, понимают и поддерживают ее во всем. Это дорогого стоит. Наверное, в этом и заложен главный секрет развития нашей области по всем направлениям.

Хочу поблагодарить всех за труд и преданность родной земле, пожелать крепкого здоровья, благополучия, счастья и успехов в больших и малых делах на благо Брестчины и всех ее жителей.

0

Также на нашем сайте

  • Абитуриент-201506.06.2015 Абитуриент-2015 (0)
    Материалы для абитуриентов.
  • Как платить за электроэнергию? (+ опрос)19.09.2012 Как платить за электроэнергию? (+ опрос) (0)
    Последняя новость: правительство предусматривает внедрение в республике системы дифференцированной оплаты услуг за электроэнергию для населения. Проект постановления об этом выносится на […]

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *