Наверх

Коллектив 558-­го авиаремонтного завода завоевал награды на республиканском конкурсе проектов в области науки и техники

12.02.2015 Один комментарий 1709 Наш край

aviaДвумя высокими наградами Государственного военно­-промышленного комитета отмечен труд коллектива 558­-го авиаремонтного завода в республиканском конкурсе проектов в области науки и техники.

Диплом Госкомвоенпрома присужден авторскому коллективу в составе Александра Максименко, Виктора Мышковца (научные сотрудники Гомельского государственного университета) и Сергея Юркевича (начальник технологического бюро завода) за победу в номинации «Лучший проект по разработке прогрессивных технологических процессов, ресурсосберегающих технологий, оборудования и техники».

А один из авторов проекта Сергей Юркевич удостоен Почетного диплома военного ведомства за значительный вклад, внесенный в развитие вооружения, военной и специальной техники.

Мы попросили Сергея Николаевича рассказать, в чем уникальность представленной работы.

– В современном мире эксплуатируется множество цилиндров различного назначения (гидро­, пневмо­ и т.д.) в различных отраслях промышленности и транспорта. В процессе эксплуатации все они рано или поздно получают коррозионные и иные повреждения поверхностей. Приходится менять цилиндры или ремонтировать, восстанавливая поврежденные поверхности. Менять дорого: постоянно растут стоимость металла, энергии, трудозатрат, следовательно, увеличивается и стоимость при­обретаемых цилиндров.

Встает вопрос об их ремонте, восстановлении. Но как? С наружными поверхностями проще: существуют различные методы наплавок, в том числе лазерная, различные методы напыления. А как быть при повреждении внутренних поверхностей?

Восстановление цилиндров (особенно из высокопрочных легированных сталей) с дефектами на внутренней поверхности традиционными методами наплавки и напыления затрудняется из-­за отсутствия доступа к восстанавливаемой поверхности, образования горячих и холодных трещин, а также повышенной чувствительности этих сталей к концентраторам напряжений при статических и особенно динамических нагрузках.

Перед нами и встала задача разработать технологию и специальное оборудование для лазерной обработки внутренних поверхностей деталей цилиндрической формы на базе импульс­ного твердотельного лазера.

В качестве объекта исследования мы взяли образцы деталей авиационной техники с различного рода повреждениями, восстановленные лазерной наплавкой. Работы проводили на цилиндрах из высокопрочной легированной стали 30ХГСА. Восстановление дефектных поверхностей осуществлялось лазерной наплавкой с использованием присадочного материала в среде защитного газа.

Учитывая данные, полученные в результате исследований, можно сделать вывод, что цилиндры из стали 30ХГСА с внутренними поверхностями, восстановленными методом лазерной сварки, по своим эксплуатационным свойствам не уступают новым деталям и могут применяться для обеспечения работы авиатехники.

Замечу: разработанное оборудование и технология могут быть пригодны для восстановления цилиндров различного назначения (гидро­-, пневмо-­ и т.д.), различных размеров и в различных отраслях промышленности и транспорта.

Наша технология восстановления внутренних поверхностей цилиндров методом импульсной лазерной наплавки, как оказалось, уникальна. Аналогов её в странах СНГ точно нет, не уверен, что есть она и в Европе. Применение данной технологии возможно как в области ремонта авиационной, так и космической техники и вооружений.

Налицо и практическая значимость полученных результатов. Разработанная технология позволит сократить количество приобретаемых запасных частей. Возможный экономический эффект от её применения составит 200 000 долларов США в год.

Если говорить в целом о нашем сотрудничестве с учеными Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, то в совместной лаборатории «Новые материалы и технологии» в течение ряда лет проводятся научные исследования по разработке и созданию лазерных систем, которые используются в технологиях сварки, наплавки, термоупрочнения и резки различных материалов. Ряд разработок внедрен в производство.

По данной тематике опубликовано около 200 научных работ, включая 65 патентов на изобретения и полезные модели. По внутренним наплавкам планируется подать четыре заявки на патент, причем как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.

Записала Светлана ГИЛЬ

Комментарии

  • Марына пишет:

    Малайцы! Поспехаŷ! У наш час асаблiва важна мець моцную, развiтую дзяржаву. Авiязавод заŷсёды лiчыŷся асаблiвым, сакрэтным, элiтным прадпрыемствам. У савецкi час было вядома, што туды могуць папасцi на працу лепшыя з лепшых. З нашай школы там працаваŷ адзiн чалавек, якi скончыу раней, чым мы. I тоё, што ён працуе на такiм прадпрыемстве, ужо надавала гонар яму i школе, i мы глядзелi з павагай.

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *