Наверх

Депутат Александр Стецко: «Диалог начинается с ответственности»

11.04.2015 1 комментарий 756 Наш край

IMG_5384Отдельным горе­-чиновникам, не изжившим в себе бюрократические замашки, система работы с обращениями граждан, которая постоянно совершенствуется в Беларуси, оставляет всё меньше шансов. Недавно в стране широко обсуждались изменения в Директиву № 2, которые Президент Республики Беларусь внес Указом № 135.

А в Парламенте во втором чтении рассмотрят поправки в закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». В чем заключаются новшества? Подробности мы узнали у депутата Александра СТЕЦКО.

– Есть ли какие-­то изменения, касающиеся самого современного вида обращений – электронных?

– Практика показала, что электронная почта для такого ответственного дела, как работа с обращениями, подходит не идеально. Много корреспонденции теряется из­-за того, что антивирусная программа распознала ее как спам, часто авторы писем забывают указать в них нужные реквизиты.

Поэтому законопроект обязывает рассматривать только электронные обращения, оставленные в специальной рубрике на официальном сайте. Решать, рассматривать или нет сообщения, поступившие по электронной почте, – такую возможность новый вариант закона дает руководителю организации.

– Распространяется ли закон, допустим, на заявление работника о предоставлении отпуска?

– Нынешний вариант закона, действительно, допускает двоякое чтение. Поэтому решено, что он не будет распространяться ни на обращения работника к нанимателю, ни на заявления члена профсоюзной организации, к примеру, с просьбой оказать материальную помощь. Да и на другие обращения в рамках отношений, основанных на членстве (участии) в организациях. Ведь официальное общение в служебной сфере пока сохраняет исключительно письменный вид. Ни устная просьба предоставить отпуск, ни заявление, отправленное по электронной почте, не имеют юридической силы.

– А сроки рассмотрения обращений? Они остались прежними?

– Кое­-что изменилось. Так, есть предложение считать точкой отсчета день, следующий за датой регистрации письма, записи в книгу замечаний и предложений. То же самое касается и обращений, которые перенаправили в другую организацию.

Пять дней сегодня дается на то, чтобы перенаправить письмо в организацию, компетентную по данному вопросу, передать поступившие сведения о готовящемся или совершенном преступлении, правонарушении стражам порядка. Но бывает, письмо, содержащее множество самых разных вопросов, поступает накануне выходных, и, чтобы его рассмотреть, остается один­-два дня.

Понятно, что за это время не всегда реально всесторонне, с полной ответственностью изучить содержание письма. Поэтому в проекте закона прописали: исчислять сроки в подобных случаях в рабочих днях.

– В Директиве Президента Республики Беларусь подчеркивается, что не только государство должно нести ответственность перед гражданином, но и он перед государством. Как отразился этот принцип на содержании законопроекта?

– Вводится новая статья, которая закрепляет права организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, право запрашивать документы или сведения, привлекать заявителей к рассмотрению обращения с выездом на место.

– Не секрет, по­-прежнему есть те, кто злоупотребляет своими правами и устраивает многолетнюю переписку просто оттого, что ответ пришелся не по нраву.

– Нередко вопросы не могут быть решены именно так, как хотят заявители, и переписка для них становится сродни профессиональному занятию. Вот почему в законопроекте изменили формулировку, но она пока не дает возможности прекратить общение со злостными жалобщиками. Достаточно будет рассмотреть все вопросы, пока же закон требует не­укоснительного их решения.

Случается, в организации направляют идентичные письма или дополнения к уже отправленным сообщениям. В будущем можно будет дать на них один общий ответ.

Уточняется понятие «повторное обращение». К нему собираются отнести и переадресованные из одной организации в другую обращения. Пока закон позволяет «писателям» бомбардировать письмами организации, причем те, к компетенции которых рассмотрение вопроса не относится вовсе. Пробел будет устранен: заявителей обяжут учитывать, чем занимается организация, а не писать куда попало.

– Уже сейчас закон позволят взыскивать с «выдумщиков» компенсацию расходов, которые понесла организация, пытаясь найти в их сочинениях толику смысла. Но не слыхал, чтобы с кого-­то взыскали деньги на практике.

– В проекте закона уточняется, какие именно расходы можно взыскать с того, кто украшает свой досуг необоснованной перепиской: это суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, занимавшимся рассмотрением обращений, почтовые расходы и деньги, потраченные на выезд. Кроме того, предполагается, что по этому воп­росу будет принят акт Совета Министров Республики Беларусь.

– Часто авторы писем задают банальные вопросы, ответы на которые можно запросто найти в интернете или библиотеке.

– На этот случай законопроект предусматривает возможность дать ссылку на тот или иной источник и не переводить понапрасну бумагу, тиражируя общеизвестную информацию.

Также ответы на коллективные обращения будут направляться человеку, фамилия которого указана в тексте первой, с просьбой проинформировать коллег по интересу. А если от разных людей поступят электронные обращения аналогичного содержания, заниматься рассылкой больше не придется. Достаточно будет разместить ответ на официальном сайте.

Рациональное начало, взаимо­уважение и корректность должны стать обязательными принципами в общении и для власти, и для народа. Подлинно равноправный диалог начинается с ответственности – причем не одной, а обеих сторон.

Беседовал Виталий ГЕРЦЕВ

Комментарии

  • Георгий пишет:

    Очень важный законопроект. Ведь он определяет основные правила общения с чиновниками.

    Рейтинг комментария:Vote +1+2Vote -1-1
    Ответить
    Ответить с цитированием

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *