Наверх

Православные празднуют Вербное воскресение

5.04.2015 нет комментариев 3576 Наш край
2014
Фото из архива “Нк”

«Ой! Это ж уже Вербное?!» — удивилась моя знакомая. Действительно, в этом году довольно ранняя Пасха. Вербное воскресение православные празднуют 5 апреля. Что же это означает? Что стоит за словами «уже Вербное»?

Для обывателя это день, когда нужно сходить в церковь и «вярбу пасвянцiць». Этим для многих праздник начинается и заканчивается. Такое отношение к торжеству напоминает ситуацию, как если бы человек на день рождения получил в подарок какой­нибудь сверток или красивую коробочку и не стал разворачивать, а поставил на шкаф или даже в шкаф, удовлетворившись самим фактом подарка.

С подарком, разумеется, во сто крат лучше, чем без подарка. Однако что же внутри? Неужели неинтересно? Как говорится, по усам потекло, да в рот не попало.

В церкви верба называется «воскресения знамением», то есть знаком, образом, символом воскресения, который держали в руках жители и гости Иерусалима, вышедшие встретить Того, Который вернул к жизни Лазаря. Не просто вернул к жизни, сделав искусственное дыхание, но сделал это в четвертый день после смерти (!). Это неслыханное чудо подвигло народ восклицать Христу «Осанна!», что значит «Спасение!»

Когда совершается освящение вербы — ожившей, воскресшей после долгой зимы ветки, священник вспоминает шествие Господа Иисуса Христа на осленке на вольные страдания, а также людей и детей, пришедших Его встретить. Священник просит в молитве, чтобы и мы, нынешние христиане, в пес­нопениях духовных достигли животворного воскресения во Христе. Собравшись в храме, мы ищем в первую очередь утешения. Утешения в на­дежде на грядущий праздник.

Церковные поэты возглашают: «Приидите, возрадуемся Господеви!» Это значит не просто произнесем слова молитвы, а наполнимся радостью. Только представим торжество людей, которые пришли встретить свое спасение. Их никто не гнал, не обязывал приходить под угрозой какого­либо прещения. Они услышали слух о беспрецедентном в истории человечества событии и сами поспешили прийти, боясь пропустить нечто важное.

Одно дело услышать, а другое своими глазами посмотреть на Самого Чудотворца. Ведь это не покажут по телевизору, не напечатают в утренних газетах, не опубликуют в инстаграме и твиттере… Только встать и идти. Эти люди, вероятно, испытывали не столько радость, сколько трепет и изумление от того, что возможна жизнь после того, как тела человека уже коснулось разложение. Они пересказывали друг другу подробности произошедшего в Вифании. Ожидали, что вот­-вот Он появится в поле зрения, и они подхватят всеобщее «Осанна!»

Много ли сегодня тех, кто стоит в храме и на улице с вербой и интересуется, для чего совершается освящение вербы? Кто обсуждает со стоящими рядом возможность жизни после смерти? Не реинкарнацию, не появившийся где­то вдалеке образ родного человека, заставивший вспомнить похороны, разлуку, сырую могилу и зарыдать, утешаясь, что хоть таким образом увиделись…

Но неложную возможность жизни, к которой возвращает Пришедший в Иерусалим в те далекие дни… Дни настолько далекие, что может показаться, будто все это сказка или красивая легенда.

Увы! Сердца большинства держащих в руках веточки вербы, которые, кстати, являются знаком победы жизни над смертью, наполнены не радостью, надеждой и утешением, а желанием побыстрее освятить их, как будто это и есть то, ради чего все собрались сегодня в церкви. Таковым следует вслушаться в слова, произносимые священником. Молитва указывает, что песня приводит к животворящему воскресению…

Песня – это обращение к Богу, упование на Него. Невозможно никакое иное обращение, как только воспевание. Как и в Писании сказано: «Воспойте Господеви песнь нову». И в другом месте: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей». Чтобы воспеть её от души, для начала неплохо бы вникнуть в ее содержание, обрести смысл, наполнить им свое унылое сердце и открыть уста к славословию. Только тогда возможно чудо.

Только непоколебимая никакими сомнениями и смущениями вера в Возвестившего прежде Своих страданий всеобщее воскресение открывает путь к жизни. У поющего не остается вопросов «зачем?» или «что мне до того?» В душе просыпается весна, и из­под мерзлоты уныния пробиваются побеги на­дежды.

Сердце спешит за Грядущим на вольные страдания Христом Богом, чтобы, приобщившись Тайной Вечери и возрыдав у Креста, принеся ароматы покаяния на Камень Помазания, наконец, услышать голос, вопрошающий с любовью: «Что плачеши? Кого Ищеши?»

Протодиакон Андрей ГОРБУНОВ, клирик Свято­-Покровского храма г. Барановичи

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *