Наверх

с 1 июля 2016 года на территории Республики Беларусь вводится механизм применения электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

14.03.2016 Комментариев нет 1063 Наш край

Вниманию субъектов предпринимательской деятельности.

Инспекция МНС по г. Барановичи сообщает, что с 1 июля 2016 года на территории Республики Беларусь вводится механизм применения электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость.

При рассмотрении вопроса создания системы электронного документооборота счетов-фактур по НДС в Республике Беларусь изучался многолетний опыт стран, которые уже внедрили подобные принципы и системы электронного взаимодействия между контрагентами. Данный опыт свидетельствует, что правила и требования к введению электронного документооборота должны быть направлены на:

— повышение эффективности бизнес-процессов и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики государства;
— минимизацию риска сокрытия налогов.

Международный опыт в области борьбы с налоговыми нарушениями показал, что применение электронных счетов-фактур по НДС является действенным инструментом пресечения схем ухода от налогообложения и одновременно обеспечивает прозрачность как в налоговом администрировании, так и в предоставлении плательщикам возможности эффективно использовать время и материальные ресурсы.

В связи с изменением в Республике Беларусь подходов к планированию и проведению проверок, ежегодным ростом количества плательщиков, сокращением численности работников налоговых органов, все актуальнее становился переход к созданию электронных систем мониторинга за уплатой налогов, которые позволят осуществлять оперативный контроль, направленный на выявление схем ухода от налогообложения на стадии приема налоговых деклараций.

Анализ нарушений, выявляемых налоговыми органами Республики Беларусь, указывает, что в основе большинства налоговых уклонений по НДС лежат сделки с лжепредпринимательскими структурами, предъявляющими покупателям товаров (работ, услуг) НДС в первичных учетных документах (в том числе полученных в установленном законодательством порядке), но при этом не уплачивающими его в бюджет либо уплачивающими в значительно меньшем размере.

Оперативный камеральный контроль позволит в день представления плательщиком налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС) выявить неправомерно принятые им к вычету суммы НДС без применения административных штрафов. В действующих условиях, когда проверка проводится один раз в 2-5 лет, выявление такой ошибки приводит к начислению значительных сумм пеней и применению по результатам выездной проверки административных штрафов или иной ответственности.

Учитывая тот факт, что в настоящее время одним из основных направлений в организации контрольной деятельности налоговых органов является борьба с теневым бизнесом и лжепредпринимательскими структурами, в условиях постоянного роста количества субъектов хозяйствования, попадающих в Реестр лжепредпринимательских структур , введение системы электронных счетов фактур видится действенным механизмом в борьбе с налоговым мошенничеством.

Эффективность такого механизма администрирования НДС обеспечивается за счет исключения возможности сокрытия предъявленных продавцом покупателю сумм НДС, а также исключения возможности зачета сумм налога, который не был исчислен продавцом, что предотвратит необоснованный возврат денежных средств из бюджета.

По итогам трехлетней проработки Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) совместно с заинтересованными государственными органами вопроса внедрения в Республике Беларусь электронных налоговых счетов-фактур по НДС с 2016 г. в статье 106-1 — Кодекса для плательщиков НДС нормативно закреплена обязанность в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставления (направления) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), служащего основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС. Данный механизм вступает в силу с 1 июля 2016 г.

Электронный документооборот ЭСЧФ между продавцами и покупателями будет осуществляться с использованием Портала электронных счетов-фактур (далее — Портал), являющегося информационным ресурсом МНС.

Форма и формат ЭСЧФ, порядок его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения утверждается МНС.

Введение в Республике Беларусь в электронный документооборот ЭСЧФ, как составной части общего электронного документооборота, развиваемого в настоящее время, позволит плательщикам:

• снизить налоговые риски. В частности, при использовании ЭСЧФ программный комплекс МНС на стадии составления плательщиком налоговой декларации (расчета) по НДС с использованием создаваемых в АИС «Электронные счета-фактуры» функций камерального контроля выставленных и принятых ЭСЧФ позволит определить величину оборотов по реализации (в разрезе ставок НДС) и сумму налоговых вычетов.

Налоговый орган также будет осуществлять камеральный контроль представленных плательщиком деклараций по НДС и по его результатам плательщику будет направляться уведомление о необходимости доплаты налога, на основании которого он должен будет уплатить сумму НДС, указанную в названному уведомлении или предоставить пояснение в налоговый орган;

• исключить возможность принятия к вычету сумм НДС, предъявленных недобросовестными плательщиками;

• снизить вероятность включения в план проверок плательщиков, у которых по результатам камерального контроля не будут выявляться нарушения по НДС.

Для реализации указанного механизма проводится работа по созданию АИС «Электронные счета-фактуры», что позволит плательщикам автоматизировать процесс выставления ЭСЧФ, а налоговым органам контролировать правильность заполнения деклараций по НДС.

Внедрение АИС «Электронные счета-фактуры» позволит:

минимизировать потери бюджета в связи с налоговым мошенничеством по НДС;
снизить налоговые риски добросовестных плательщиков;
исключить недостоверность первичных учетных документов, минимизировать ошибки;
интегрировать электронные счета-фактуры с системой бухгалтерского учета;
производить оперативный контроль и повысить качество камеральных проверок.

Применение обмена электронными документами, безусловно, требует определенных финансовых вложений в части организационного, технического и программного обеспечения соответствующей системы, как у плательщиков, так и у государства. Однако поскольку, по общему признанию, эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления на предприятии, затраченные средства при грамотной организации процесса в конечном итоге отразятся на стабильности условий ведения бизнеса, достоверности оформляемых документов.

Рассмотрим некоторые примеры, связанные с возникновением обязанности по составлению ЭСЧФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 106-1 Кодекса, ЭСЧФ обязаны составлять:
1. плательщики НДС в Республике Беларусь:

— организации (применяющие общий порядок налогообложения; применяющие упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС; крестьянские (фермерские) хозяйства при наличии объекта налогообложения НДС; резиденты свободных экономических зон);

— иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, состоящие на учете и осуществляющие деятельность в Республике Беларусь;

— простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);

— филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, исполняющие налоговые обязательства этих юридических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Кодекса (п. 17 ст. 106-1 Кодекса);

— индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения либо упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС;

— доверительные управляющие.

2. плательщики при:

— исполнении обязанности исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 Кодекса (при приобретении на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь);

— ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (п. 8 ст. 106-1 Кодекса).

— исполнении обязанности по выставлению (направлению) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106-1 Кодекса, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС. К ним относятся, в частности:

— комиссионеры (поверенные) – при необходимости перевыставления покупателям сумм НДС, предъявленных белорусским комитентом. Сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отраженная в ЭСЧФ, выставленном комиссионеру (поверенному) белорусским комитентом (доверителем), отражается в ЭСЧФ, выставляемом комиссионером (поверенным) покупателю (часть первая п. 12 ст. 106-1 Кодекса);

— заказчики (застройщики) — при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в интересах третьих лиц (в том числе дольщиков) и передаче третьему лицу (в том числе дольщику) по окончании строительства фактически произведенных затрат по строительству объекта. Выставление ЭСЧФ третьим лицам (в том числе дольщикам) осуществляется заказчиком (застройщиком) (п. 14 ст. 106-1 Кодекса).

Инспекция МНС по г. Барановичи.

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *