Наверх

Экономика и предприятия Барановичей: что предпринимают барановичские производители, чтобы выжить в условиях сужения рынка (фото)

22.04.2016 Комментариев нет 1322 Наш край
В нынешней непростой ситуации «Торгмашу» удалось не только сохранить позиции на внешних рынках, но и увеличить экспортные поставки. За работой на автоматно-токарном станке – Вадим Татаринович, оператор станков с программным управлением механического цеха
В нынешней непростой ситуации «Торгмашу» удалось не только сохранить позиции на внешних рынках, но и увеличить экспортные поставки. За работой на автоматно-токарном станке – Вадим Татаринович, оператор станков с программным управлением механического цеха

Что предпринимают барановичские производители, чтобы нарастить объемы внешней торговли и выжить в условиях сужения рынка

105,5% – такой показатель выполнения экспорта товаров доведен нашему городу в нынешнем году. Пока же за два месяца 2016-го эта цифра сложилась на уровне 93,4%, по итогам первого квартала ожидается 98%.

За пределы Беларуси барановичские производители продали товаров на 10,3 миллиона долларов США, а без учета республиканских предприятий – на 5 миллионов долларов.

Тянут вниз частники

Как будут выполнять этот ключевой показатель наши производители, какие ближайшие перспективы они видят во внешней торговле, с какими проблемами сталкиваются, какой помощи ждут от городской власти – все эти вопросы стали темой детального обсуждения на заседании горисполкома.

– Хуже всего обстоят дела на предприятиях коммунальной формы собственности, – отметил председатель городского исполнительного комитета Юрий Громаковский, – хотя по итогам первого квартала во внешней торговле они выйдут на уровень 100%, и вневедомственной подчиненности, которые показывают значительное отставание в объемах зарубежных поставок продукции.

Из-за этого показатель внешней торговли за первый квартал без предприятий республиканской формы собственности ожидается на уровне 98%.

Начальник управления экономики гор-исполкома Юрий Трифонов сообщил, что в городе есть положительные примеры в наращивании экспортного потенциала. Так, рост объемов внешней торговли обеспечили заводы «Торгмаш», автоматических линий, ЖБИ, 558-й авиаремонтный, комбинат ЖБК, молочный, БПХО, хлебозавод. В то же время их снизили заводы автоагрегатный, «Энергодеталь», «Автако», «Бархим», швейная фабрика, комбинаты пищевых продуктов, надомного труда, обувная фабрика, мебельная фабрика «Лагуна», предприятие «Явид».

Позицию барановичского флагмана во внешней торговле прочно удерживает молочный комбинат. Удельный вес этого производителя в общем объеме экспорт-ных поставок составляет 34%, а среди предприятий коммунальной собственности – 97%. Молочный комбинат входит и в четверку предприятий, имеющих наиболее высокий удельный вес экспорта в общем объеме производства. Это также «Торгмаш», комбинат ЖБК, автоагрегатный завод. В целом же по городу доля внешней торговли в объеме промышленного производства занимает чуть более 15%, в 2015 году она превышала 18%.

Диверсификация рынков

Проведя анализ работы товаропроводящей сети барановичских предприятий, специалисты управления экономики сделали вывод, что её эффективность не так высока, как хотелось бы. Вот что говорят цифры: доля поставок через товаропроводящие сети в городском экспорте составляет 23%.

Зарубежная сеть барановичских производителей представлена 67 дилерами. Самое большое их количество – 50 – находится в Российской Федерации, 7 – в Украине, 5 – в Казахстане, по одному в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Армении. Своих дилеров имеют БПХО, заводы «Торгмаш», автоагрегатный, станкопринадлежностей, ЖБИ.

Многие предприятия торгуют с зарубежными партнерами по прямым договорам, а также поставляют продукцию на внешние рынки по результатам биржевых торгов.

Особняком в этой цепочке стоит молочный комбинат: он вроде и не имеет своей товаропроводящей сети, в то же время отгружает продукцию через Торговый дом «Брестский продукт», образованный холдингом «Брестмясомолпром» под единой торговой маркой «Золото Полесья».

Сегодня барановичские производители отгружают свою продукцию в 17 стран мира. Но наш партнер Российская Федерация стабильно остается основным во внешнеторговом обороте. Если на долю стран СНГ приходится 96% объема внешней торговли, то на Россию – 84%.

Диверсификация экспорта – процесс трудный. Если в минувшем году удельный вес новых рынков сбыта в общем объеме экспорта был 1,3%, то в нынешнем – 0,3%. Новых партнеров нашли «Бархим», БПХО, «Торгмаш», заводы 558-й авиаремонтный, автоагрегатный, станкопринадлежностей, ЖБИ, хлебозавод, комбинаты ЖБК, пищевых продуктов, хлебопродуктов, предприятие «Явид». Наш экспортный лидер – молочный комбинат – пока довольствуется привычными рынками сбыта. Не получается ориентировать свою продукцию на иных потребителей у заводов автоматических линий, «Энергодеталь», «Автако».

А вот предприятия частной формы собственности, среди которых и барановичские мебельщики, кажется, пытаются выйти на новые рынки. В нынешнем году они нашли место приложения своих сил в Азербайджане и Кыргызстане. Хотя в целом из-за курсовой разницы валют их продукция на внешних рынках стала неконкурентоспособной. И на данный момент эти предприятия компенсируют снижение экспорта увеличением продаж на внутреннем рынке. Этот факт положительно повлиял на сокращение импорта мебели – за два месяца года более чем на 40%.

На молочном комбинате запустили в работу третью сырную линию, что позволит увеличить и объемы производства этого продукта, и объемы его экспорта
На молочном комбинате запустили в работу третью сырную линию, что позволит
увеличить и объемы производства этого продукта, и объемы его экспорта

Что вывозят и что ввозят

Что предлагают городские производители зарубежным потребителям? Молочную продукцию (её доля в структуре экспорта – самая большая – 34%), текстиль, оборудование, изделия из цемента, запчасти к автомобилям и железнодорожной технике, мебель.

2016-й увеличил внешний спрос на молочные продукты, текстиль, железобетон и изделия из цемента, а снизил на мебель, обувь, моющие средства.

Сальдо внешней торговли – отрицательное. Поэтому так важно наряду с наращиванием экспорта уменьшать ввоз товаров в город и увеличивать выпуск импортозамещающей продукции. А тут мы выглядим таким образом: импортируют товары в город в основном предприятия безведомственной подчиненности, и наибольший вес составляют товары так называемого критического импорта, то есть оборудование, сырье и т. д. Почти треть поставок из-за границы – потребительские товары. Характерно, что если доля критического импорта снижается, то одежды, обуви, фруктов, овощей, орехов ввозится больше.

Импортозамещающую продукцию производят 12 барановичских предприятий: заводы 558-й авиаремонтный, автоагрегатный, автоматических линий, станкопринадлежностей, «Автако», комбинаты пищевых продуктов, ЖБК, БПХО, «Бархим», мебельные фабрики «Лагуна», «Явид», «Мебельсервис».

Из-за несогласования в статистике в этот список не вошел «Торгмаш».

000_6646Между тем этот завод является в своем роде уникумом в республике: вся продукция предприятия, практически в 100-процентном объеме (за исключением тротуарной плитки), является импортозамещающей. И такую продукцию, как заметил директор предприятия Александр Раткевич, никто в Беларуси больше не выпускает.

000_6660 000_6749 000_6782 000_6885 000_6957 000_7113 000_7164

Но в целом городская картина складывается следующим образом: удельный вес импортозамещающей продукции в общем объеме за два месяца 2016 года составил 8%.

Услуги – за границу

Несмотря на то, что объем внешних услуг за два месяца по городу превысил 219% к тому же периоду прошлого года, без предприятий республиканской подчиненности этот показатель составил 95,3%.

Начало года показало рост деловых услуг (они занимают основную долю в общем экспорте услуг), транспортных, медицинских, образовательных. И снижение туристических, финансовых, строительных. Низкий уровень последних объясняется отсутствием экспорта у основного поставщика таких услуг – строительного треста № 25.

А роль ведущей скрипки в экспорте услуг без республиканских предприятий играют транспортные услуги (80%). Основные их поставщики – ГАП-4 и автобусный парк.

На падение объема туристических услуг повлияла работа санатория «Чаборок» из-за уменьшения потока отдыхающих иностранцев. Есть вопросы и к центральной поликлинике, которая показала снижение объемов экспортных медицинских услуг в первом квартале, тогда как в целом по городу они выросли.

На Бога надейся…

– Как будем выживать в условиях сужения рынков, чем восполнять отставание во внешней торговле в 2 миллиона долларов? – животрепещущие вопросы председатель горисполкома Юрий Громаковский адресовал присутствующим в готовности на совместное решение проблем увеличения экспортных поставок.

Своими мыслями поделились с властью руководители и государственных, и частных предприятий.

Объемы внешней торговли «Бархима» за первый квартал года составили 62,8% к аналогичному периоду прошлого года, в 2015-м они вышли на уровень 125%. Что произошло, почему такое падение?

Директор «Бархима» Евгений Рудой основной проблемой называет невозвратность денег за поставленный товар. Просроченная дебиторская задолженность равна 4-месячному объему производства. Испробовав все мирные способы возврата денег, «Бархим» в данной ситуации вынужден судиться со своими потребителями. А это процесс длительный, доходящий до полугода.
Нехватка оборотных средств привела к тому, что коллектив сегодня может выпустить только около 40% ассортимента.

– А зачем вы отгружаете продукцию туда, где за неё не платят? – задавал вопрос глава города.

– Существуют договорные обязательства, – констатировал руководитель «Бархима». – Основная масса должников – отечественные заказчики. Несмотря на сложную ситуацию, по результатам полугодия объем экспорта вырастет до 100%.

А что касается возврата денежных средств, то тут на помощь поставщику может прийти страховая компания «Белэксимгарант», представитель которой озвучил нюансы минимизации подобных рисков.

А вот какие перспективы к увеличению экспортного потенциала предприятия видит директор автоагрегатного завода Виталий Юркевич. За два месяца года показатель экспорта здесь чуть превысил 96%. Однако в российских рублях этот объем вырос и составил 116,5%, потому что отгрузка продукции привязана к российской валюте.

– На российских рынках мы приросли серьезно, – отметил Виталий Юркевич. – Особенно в поставках продукции на автобусные конвейеры.

А вот у партнеров-смежников автоагрегатного завода ситуация ухудшается. Вот почему коллектив вынужден перейти на неполную рабочую неделю.

– Какая помощь нужна? – спрашивал Юрий Громаковский.

– Помощь господа Бога, – несмотря на то что этот ответ руководителя автоагрегатовцев вызвал одобрительный смех в зале, прозвучал он довольно серьезно.

– Мы будем стремиться по результатам полугодия достичь 100-процентной планки по объемам экспорта, – заверил Виталий Юркевич.

Падение объемов внешней торговли произошло и на мебельной фабрике «Лагуна», которая играет весьма существенную роль в выполнении данного показателя городом. Директор предприятия Александр Косый очертил наиболее острые моменты проблемы и пути её решения:

– Мы заинтересованы в экспорте. Но экономическая ситуация, связанная с девальвацией российского рубля, сделала нашу продукцию неконкурентоспособной на основном, российском рынке. Весь год мы занимались снижением себестоимости и добились в этом успехов. Активно занимаемся импортозамещением – уже завезли оборудование на завод по выпуску поролона. Надеемся, что будем не только использовать поролон для собственных нужд (в месяц «Лагуне» необходимо его 120 тонн), но и продавать другим потребителям Беларуси.

Для продаж в апреле–мае характерны сезонные колебания. И все-таки прежнего падения объемов экспорта во втором квартале, подчеркнул Александр Косый, «Лагуна» не допустит.

Сложная ситуация на заводе «Энергодеталь». Продукция предприятия оказалась практически не востребованной на российском рынке по причине жесткой конкуренции. Не лучшим образом складывается картина и в Беларуси. Положение усугубляется закредитованностью предприятия. Тем более обидно, что завод модернизировал производство, а отдачи вложенных средств нет.

– Нужно искать новую продукцию, новые рынки, – заметил председатель горисполкома. – Иначе под вопросом судьба предприятия, судьба коллектива.

Новые рынки, новых партнеров привлекает и санаторий «Чаборок». Спрос на туристические услуги среди основных потребителей – россиян – резко упал. Директор предприятия Людмила Белохвостик рассказала, что за два месяца текущего года «Чаборок» продал иностранным туристам столько же путевок, сколько и в аналогичном периоде 2015-го. Вот только нынешние тенденции таковы, что спросом пользуются более дешевые путевки и на меньшее количество дней.

Санаторий обратил взоры на другие рынки. И уже заключил договоры с девятью туроператорами Польши, от них уже есть заявки на бронирование мест в «Чаборке» в апреле–мае.

Барановичский санаторий выиграл конкурс Союзного государства на оздоровление ветеранов Великой Отечественной войны – в конце мая они прибудут в Павлиново. Этот проект принесет предприятию примерно 2,6 миллиона российских рублей.

С августа «Чаборок» ждет на отдых и организованные группы российских спортсменов.
Для постоянных клиентов введены скидки. Санаторий тесно завязывается с медицинскими учреждениями города, чтобы предоставить клиенту максимум услуг. Реклама туристических услуг представлена во всех турфирмах, гостиницах города. По словам Людмилы Белохвостик, к концу года экспорт услуг «Чаборка» так же, как и экспорт услуг городской медицины, превысит 102%. Правда, этот уровень городская власть считает заниженным.

– Городу доведен показатель объема экспорта услуг в 105% – на такой уровень должны выйти все, – резюмировал Юрий Громаковский. – Иначе непонятно, почему нет отдачи от такого значительного вклада в городское здравоохранение.

Обозначил глава города еще один момент в проблеме наращивания экспорта товаров и услуг. Показатель доводят только тем, кто занимается внешней торговлей. А кто не занимался, так и будет отсиживаться?

Интересно, что на это ответят те барановичские производители, кому адресован вопрос председателя горисполкома?

К СВЕДЕНИЮ

В промышленности города – 23 крупных предприятия-экспортера. Из них 3 – в коммунальной собственности.eksport eksport2 eksport3

eksport4Светлана ГИЛЬ.

Фото Бориса НОВОГРАНА.

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *