Наверх

Барановичские авимоделисты заняли I место на областном этапе республиканской спартакиады

27.06.2016 нет комментариев 337 Наш край

IMG_9139Чья-то детская мечта так и осталась мечтой, но не ребят, которые посещают объединение авиамоделистов во Дворце детского творчества. Они точно знают, что для осуществления желаемого достаточно приложения ума, рук, кое-каких инструментов. А что с этим всем делать, подскажут педагоги Александр Лукьянчик и Александр Бородич.

Недавно команда из шести учеников представила модели различных классов и заняла I место на областном этапе XIV республиканской спартакиады учащихся по техническим видам спорта «Техноспорт». Максим Лятоха взял I место в личном зачете и был включен в состав областной сборной для участия в республиканском этапе.

Обычно подобные соревнования состоят из пяти туров, по три минуты каждый. Казалось бы, каких-то пятнадцать минут! Но как переживают в эти мгновения ребята за самолетики, которые, набирая высоту, становятся всё меньше и меньше. С замиранием сердца следят они за моделями и про себя просят их подольше продержаться в воздухе – за это начисляются очки.

– Авиамоделисты всегда в хорошей форме, потому что за эти считанные минуты самолеты преодолевают расстояние в полтора–два километра, – говорит Александр Бородич.

Пятнадцать минут – это время, которое, строго говоря, отводится на полеты. В реальности же каждый тур может занимать и час: улетевшую модель надо отыскать, вернуться с ней и подготовиться к следующему старту.

Есть самолеты, которые запускаются при помощи резинового мотора; есть планеры, которые затягивают, как воздушного змея, на высоту в пятьдесят метров, после чего они свободно парят; есть радиоуправляемые воздушные судна. Перед владельцами последних ставится задача посадить модель в установленную точку радиусом 15 метров.

Если думаете, что это так просто, попробуйте сами. Выполняют авиамоделисты и фигуры пилотажа.

Мой радиоуправляемый самолет почти готов. Осталось установить мотор, – делится радостью 14-летний авиамоделист Максим Лятоха. – С папой пробовал строить и обычные планеры, и гидроплан, и самолет для воздушного боя.

– Видимо, жалко во время воздушного боя потерять самолет, в который вложил столько времени и сил?

Оказывается, в авиамодельном спорте не обязательно идти на таран. Александр Лукьянчик поясняет, что для воздушного боя к летательным аппаратам крепятся ленты длиной три метра. «Летчики» пилотируют самолет с земли с помощью нити. Их задача – зацепив чужую модель винтом, сделать побольше отрубов на ленте. Хотя иной раз для того, чтобы победить, и вправду бывает выгодно пойти на таран…

Руководители объединения авиамоделистов сами подыскивают чертежи, вместе с ребятами готовят детали. Раньше продавались готовые наборы запчастей, собрав которые можно было получить модель. Сегодня без проблем в продаже вы найдете готовые модели, но сколько удовольствия доставит ребенку взять в руки свою собственную!

Сконструировать малобюджетный самолет из подручных материалов есть возможность за 50–100 тысяч рублей, иная модель в техническом спорте обойдется в 3 миллиона рублей. А уж если говорить о профессиональном уровне, там встречаются радиоуправляемые «игрушки» стоимостью с хорошую иномарку.

Одиннадцатилетний Тимофей Щипунов посещает объединение четыре года.

– Я сам уговорил родителей записать меня сюда! Однажды шел с бабушкой в библиотеку Дворца детского творчества и увидел, как на площадке в небо запускают модели. Задался вопросом, где мастерят такие самолеты. Когда пришел в объединение, думал, ничего не получится. Некоторые детали пришлось переделывать по нескольку раз, даже руки порой опускались, – рассказывает Тимофей.

Принимают в кружок с возраста, в котором ребенок уже более-менее уверенно может держать в руках лобзик, молоток, стамеску, – с восьми лет. Старшему авиамоделисту 16 лет. Хотя жестких ограничений нет – поскольку Дворец детского творчества становится вторым домом для молодежи, ничего не мешает дважды в неделю посещать объединение увлеченным ребятам постарше.

Таким же увлеченным, как Александр Бородич и Александр Лукьянчик, которые живут неразлучной с небом мечтой.

– Привычка мастерить досталась от родителей. Авиамоделизмом начал заниматься класса с третьего-четвертого, и с тех пор хобби стало частью моей жизни, – говорит Александр Лукьянчик.

Он посещал станцию юных техников, которая открылась в городе в 1966 году и с которой начинается история нынешнего объединения авиамоделистов. С тех пор количество желающих запустить свой собственный самолет не убывает. Сегодня у обоих педагогов – по две группы, каждая рассчитана на 15 учащихся, в реальности же, как правило, юных авиамоделистов больше.

Где находят применение в жизни романтики, с детства окрыленные мечтой о небе? Первое, что приходит на ум, – на авиаремонтном заводе. Сегодняшние авиамоделисты – завтрашние изобретатели, рационализаторы, летчики…

Да что там – технически грамотной молодежи будут рады на любом инженерном факультете.

Виталий ГЕРЦЕВ.
Фото автора.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *