Наверх

Страсти вокруг гаражей в Барановичах: хотят ли владельцы объединяться в гаражные кооперативы и для чего нужны кооперативы

3.11.2016 9 комментариев 2282 Наш край

garazhiПредставьте на минуту: каждая квартира многоквартирного дома вдруг стала «независимой», а сами дома не обслуживаются больше ЖЭСами. Коммунальные платежи каждый платит как захочет и когда захочет (или не платит вовсе, а ворует электричество
у соседа), нет больше сантехников, электриков и других специалистов, готовых прийти на помощь жильцам и устранить течь, развоздушить батареи…

Ну а если уж потекла крыша либо срочно нужно выполнить другой ремонт, каждый жилец делает это самостоятельно: кто-то латает кусок крыши только над собой, другой красит два квадратных метра стены вокруг своей входной двери, третий также самостоятельно ремонтирует выщербленное крылечко, на котором недавно упал.

Думаете, это полный абсурд и быть в жизни такого не может? Ошибаетесь: именно так и живут владельцы гаражей, расположенных в гаражных массивах. Вроде бы и рядом, но каждый сам по себе.

А не будете объединяться – отключим свет

Не так давно владельцы гаражей, которые находятся в гаражных массивах разных микрорайонов Барановичей, начали получать извещения, в которых сообщается, что необходимо явиться в управление архитектуры и градостроительства Барановичского горисполкома по вопросу создания гаражных потребительских кооперативов. Ну а дальше следовало предупреждение: в случае отказа будет отключена электроэнергия. Многие восприняли такое предложение-ультиматум в штыки.

– За что это, интересно знать, мне собираются отключить электричество, если я исправно за него плачу, установил счетчик по всем правилам, всё опломбировано специалистами электросетей? – возмущается Станислав Викторович, владелец одного из гаражей, расположенных в Южном микрорайоне недалеко от станции переливания крови. – Да и договор на предоставление услуг с теми же электросетями у меня на руках есть. Его я заключил уже лет пять назад. И вообще, на каком основании меня заставляют объединяться с кем-то? Кроме того, я уверен, что, как только создадут кооператив, на шею нормальным людям обязательно повесят тех, кто никогда ни за что не платит и кому на всё наплевать.

Категорически против объединения в кооператив и Александр Купцевич, гараж которого находится на улице Фроленкова, недалеко от Барановичского хлебозавода.

– Отключат свет – да и пожалуйста, и без него замечательно проживу. А объединяться с незнакомыми мне людьми и платить взносы на содержание председателя кооператива я не буду. Более того, я твердо уверен, что образовать кооператив у нас вообще не получится: здесь владельцы поменялись уже чуть ли не по десять раз, причем некоторые гаражи перепродавали даже без переоформления документов.

Всё по закону

– Действительно сегодня в городе активизировалась работа по наведению порядка в гаражных массивах, – прокомментировал ситуацию Дмитрий Тихно, заместитель председателя Барановичского горисполкома. – И наши призывы к созданию кооперативов – это вовсе не какое-то местное нововведение, а законные требования, основанные на Указе Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок». Указ направлен на наведение порядка в сфере гаражного строительства и эксплуатации этих строений. И эта работа ведется у нас уже несколько лет, в этом же году – особенно активно.

Ну а основание для отключения электроэнергии отдельным собственникам гаражей – «Правила электроснабжения», утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 октября 2015 года и вступившие в силу с 1 февраля 2016 года.

– В новых правилах нет понятия «гараж», есть только «гаражный кооператив», соответственно, производить расчеты с отдельным владельцем гаража мы не имеем права, – поясняет заместитель директора по коммерческим вопросам филиала РУП «Брестэнерго» Барановичские электрические сети Андрей Тукай. – Гаражные кооперативы же потребляемую электроэнергию оплачивают на основании показаний средств группового учета, установленных на границе балансовой принадлежности.

Дмитрий Тихно отметил, что о предстоящих отключениях владельцев гаражей предупреждали неоднократно, так же как убеждали в необходимости создания кооперативов.

– В общей сложности мы совместно с представителями управления архитектуры и градостроительства горисполкома, электросетей, провели более 15 собраний в различных гаражных массивах, ответили на все вопросы владельцев гаражей, – подчеркивает Дмитрий Викторович. – Однако достичь понимания удавалось далеко не всегда. Процесс создания кооперативов идет сложно и достаточно медленно.

А Андрей Тукай в свою очередь заверил, что обещанные отключения электроэнергии с 1 ноября действительно начнутся.

Есть в городе несколько гаражных массивов, в которых мы встречались с людьми, всё им объясняли, но не нашли понимания, вот с них и начнем отключения, – подчеркнул Андрей Александрович.

«Локомотив» – впереди всех

Во многом позиция людей понятна: если на руках есть все документы, нет задолженностей по платежам, на первый взгляд, необходимости в объединении действительно не видно. Однако вспоминая старую притчу о прутиках, которые легко сломать поодиночке, и венике, переломать который не под силу даже силачу, начинаешь задумываться о том, что в объединении есть плюсы.

Конечно, лучше всего изучить эти самые плюсы можно в существующих в Барановичах гаражных потребительских кооперативах.

Журналист «Нашего края» побывала в двух таких объединениях и побеседовала с их председателями.

ГПК «Локомотив», который находится на улице Железнодорожной (за памятником Скорбящей матери), появился в Барановичах еще в 1992 году. Уже через год его возглавил Юрий Клицун – бывший военный, всю жизнь прослуживший в автомобильных войсках. И не будет преувеличением сказать, что с председателем «Локомотиву» крупно повезло: настойчивый и целеустремленный, хорошо знающий законодательство и привыкший к армейской дисциплине, Юрий Иванович, или просто Иванович, как называют его автомобилисты, быстро взялся наводить порядок в не слишком организованном сообществе владельцев гаражей.

– Никто и не говорит, что было легко, – рассказывает Юрий Иванович. – На первых порах было сложно объяснить людям, для чего вообще нужен этот кооператив. Ведь многие вступали в него чисто формально, просто чтобы получить место для строительства.

Поэтому и заниматься благоустройством территории, думать об охране никто не хотел. Чтобы изменить мнение людей, показать нужность нашего кооператива, понадобилось немало времени.

Начали со строительства небольшой избушки в центре первого ряда гаражей. В ней стали дежурить по очереди, охраняя территорию. Постепенно гаражей возводилось всё больше, желающих поучаствовать в благоустройстве – тоже.

Сегодня территория «Локомотива» огорожена, заехать на нее можно через два «контрольно-пропускных пункта», как их здесь называют. Охраняют территорию круглосуточно сторожа, которых называют здесь дежурными по КПП.

– Охранять территорию мы решили сами, потому что заключать договор с Департаментом охраны для нас накладно, – говорит Юрий Иванович. – Мы просто оплачиваем «тревожную кнопку» радиусом действия пять километров. Если сторож во время обхода территории заметит посторонних подозрительных лиц, ему достаточно просто нажать на эту кнопку – и приедет наряд охраны.

Электричество есть у всех

На территории кооператива электричество есть во всех гаражах, плюс обустроено наружное освещение. На каждом гараже есть свой счетчик, который пломбировало правление «Локомотива». Председатель и казначей каждый месяц обходят свое хозяйство со специально заведенной книгой учета электроэнергии и снимают показания, чтобы потом справедливо распределить расходы на оплату потребленных киловатт.

Юрий Клицун ежемесячно записывает показатели счетчиков в книгу учета электроэнергии
Юрий Клицун ежемесячно записывает показатели счетчиков в книгу учета электроэнергии

– У нас имеется общий электросчетчик, который учитывает всю электроэнергию, потраченную кооперативом и в отдельных гаражах, и на наружное освещение, – рассказывает Юрий Клицун. – Его опломбировали городские электросети и специалисты дистанции электроснабжения Барановичского отделения Белорусской железной дороги. Мы и платим железной дороге. Конечно, это выходит немного дороже, по 25 копеек за киловатт, но зато нам не нужно тянуть новую проводку, чтобы подключиться к городским сетям. Это было бы очень накладно.

А еще в «Локомотиве» есть свой электрик, который легко устраняет мелкие неполадки. Крупные же проблемы решает аварийная бригада.

– Свет у нас есть всегда, – с гордостью говорит Юрий Иванович.

И с оплатой проблем не возникает. Люди привыкли к тому, что со всем нужно рассчитываться вовремя, в том числе с оплатой за электричество.

– Некоторые члены нашего кооператива уже сейчас, в ноябре, начнут платить за 2017 год, – говорит Юрий Клицун. – Если человеку так удобно, то почему бы и нет. Ну а если понадобятся дополнительные средства, соберем.

Еще один кооператив, который мы посетили, расположен на улице Куйбышева. ГПК «Монолит» образовался в 1998 году. По словам председателя кооператива Владимира Карченко, начинался он с 15 гаражей. Сегодня здесь насчитывается 128 членов.

В «Монолите» с электроэнергией также полный порядок. Индивидуальные счетчики на гаражах и общий – у входа в кооператив. Именно с него и снимают показания, которые оплачивают все вместе.

– Мы платим за электричество по 15 копеек за киловатт, – говорит Владимир Петрович. – Сегодня проблем со сбором средств нет: во многих гаражах поменялись владельцы, пришли настоящие хозяева, которые чувствуют ответственность и готовы разделять ее.

Полный порядок

Въезд на территорию «Монолита»
Въезд на территорию «Монолита»

Владимир Петрович председательствует в «Монолите» со дня основания. Опыт перенимал у своего коллеги Юрия Клицуна из «Локомотива».

Сегодня этот кооператив выглядит почти идеально. Огороженная территория, въезд с закрытым шлагбаумом (брелоки к нему есть у всех членов кооператива, плюс пара запасных – в сторожке у въезда на территорию). На ночь дополнительно к шлагбауму путь чужим преграждают еще и ворота, которые закрывают в 22.00. Как и в «Локомотиве», есть у этого кооператива договор с Департаментом охраны на «тревожную кнопку». Правда, сторожей здесь нет.

– Они у нас называются смотрителями зданий и сооружений, – говорит Владимир Петрович. – По сути, они и за порядком здесь смотрят, и территорию убирают.

Практически все проезды внутри кооператива заасфальтированы. Мусора и свалок нигде нет и в помине. Порядок полный. Разумеется, заключен договор со службой санитарной очистки и уборки на своевременный вывоз мусора. Площадка для его складирования находится за территорией кооператива.

В «Локомотиве» тоже нет «мусорной» проблемы. В кооперативе оборудовано четыре площадки для контейнеров – по всем требованиям. Плюс стоят контейнеры для раздельного сбора мусора.

– В целом наши водители уже привыкли собирать мусор раздельно, – говорит Юрий Иванович. – Но наш сторож каждое утро обязательно проверяет все контейнеры и сортирует отходы.

О гаражных свалках

Председатели обоих кооперативов заверили, что свалок мусора на территориях у них не бывает уже много лет. Не говоря о своих членах, даже чужие – жители соседних домов – не пытаются создать свалку за гаражами, как это часто бывает в гаражных массивах.

Конечно, такая картина наблюдается далеко не во всех гаражных кооперативах. В прошлом году мы писали о членах ГПК, расположенного вблизи улицы Фестивальной, которые отправились в засаду, чтобы вычислить местных жителей, привыкших сбрасывать мусор в их кооперативе. Проблема неистребимых свалок усугублялась отсутствием ограждения, дежурства по территории. И хотя многие члены кооператива исправно платили взносы, добиться от председателя наведения порядка не удавалось. Как и призвать к совести гаражных соседей.

– Ситуация с мусором и свалками сложная на территории всех гаражных массивов, – говорит специалист управления архитектуры и градостроительства Барановичского горисполкома Павел Орловский. – И хотя рабочие службы санитарной очистки и уборки постоянно очищают территории массивов, навести порядок там очень сложно. Понятно, что, когда нет хозяина, никто ни за что не желает отвечать.

Обижаться нужно только на себя

Сегодня в городе действует 42 гаражных кооператива, в которых объединено около 6 000 гаражей. Еще около 6 500 гаражей создают гаражные массивы. Самые крупные из них – на улице 50 лет ВЛКСМ (около 3 600 гаражей) и на улице Фроленкова, у хлебозавода (порядка 800 гаражей).

– В этом году нам удалось организовать 6 гаражных потребительских кооперативов, пять из них – в существующих гаражных массивах и один – новый, на Слонимском шоссе, – говорит Павел Орловский. – Кстати, в нем еще имеются свободные места для желающих. Три созданных кооператива уже приобрели права юридического лица, два продолжают собирать необходимые документы.

Решение о создании кооператива принимается на общем собрании владельцев гаражей. Помочь с организационными вопросами готовы специалисты управления архитектуры и градостроительства. Правда, принять эту помощь готовы не все. Многие до последнего будут надеяться на авось и сопротивляться законным решениям. Ну что ж, право на выбор имеет каждый. Только потом не стоит ни на кого, кроме себя, обижаться.

Ирина СОСНИНА.
Фото автора и Бориса НОВОГРАНА.

 

0

Также на нашем сайте

9 комментариев читателей статьи "Страсти вокруг гаражей в Барановичах: хотят ли владельцы объединяться в гаражные кооперативы и для чего нужны кооперативы"

  1. @gust пишет:

    Много букв, а суть одна — сорвать деньги.

    Рейтинг комментария:Vote +1+21Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием
  2. @Антон пишет:

    Сорвать деньги хотят плюс покрывать расходы за неплательщиков и за пустующие гаражи. Летом в каждый гараж повтыкали в дверь бумжажку, чтобы заключили договор на вывоз мусора. Позвольте, какой вывоз мусора??? Где контейнеры для сбора или только деньги косить? У меня мусора если пол ведра за год и образуется- то это максим. Опять же -срывают оплату ни за что. за воздух.

    Рейтинг комментария:Vote +1+17Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием
  3. @Антипод пишет:

    Вот есть же нытики, которые во всем и всегда ищут обман и нарушение своих интересов. Вот прям обеднеют они если заплатят 50 копеек за вывоз мусора, или 5 рублей за то, что возле их дверей будет дворник убирать, а ночью сторож будет охранять. Такие тока права качать готовы, а сами втихаря пакет с мусором возле чужих ворот оставят или шины старые за гаражи скинут. Ну а че, у них нет мусора, они ж культурные

    Рейтинг комментария:Vote +1+2Vote -1-17
    Ответить
    Ответить с цитированием
    • @павел пишет:

      похоже гаража у тебя нет и не было !

      Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -1-3
      Ответить
      Ответить с цитированием
  4. @мазепа пишет:

    я так понял суть не только в том, что мой мусор будут вывозить, но будут охранять территорию чтоб местные свалки у гаражей не делали, вот за это не жалко и денег

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -1-9
    Ответить
    Ответить с цитированием
  5. @БелоруссЪ пишет:

    Насколько мне известно всё пошло от электросетей. Много брошенных гаражей из которых воруют электроэнергию по левым сетям. Просто хотят свои проблемы повесить на других. Жлобьё!

    Рейтинг комментария:Vote +1+11Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием
  6. @Василий пишет:

    Для примера: Сейчас владельцы гаражей не в кооперативе по счетчику платят примерно 10 копеек за 1Квт. А в кооперативе будут платить от 20 до 25 копеек за 1Квт+ покрывать все расходы сверху. Электросети все свои убытки хотят переложить на плечи добросовестных плательщиков

    Рейтинг комментария:Vote +1+15Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием
    • @павел пишет:

      если бы вы сударь платили за свет в гараже то знали тариф 1900 руб

      Рейтинг комментария:Vote +1+4Vote -1-2
      Ответить
      Ответить с цитированием
  7. @Светлана пишет:

    «Нк»: спасибо!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10
    Ответить
    Ответить с цитированием

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *