Наверх

Какими будут новые учебники для белорусских школьников

15.02.2017 нет комментариев 1536 Наш край

Тема создания школьных пособий в центре внимания не первый год. О качестве и языке изложения учебного материала не раз высказывался глава государства. Сетуют родители и педагоги. Некоторые учебные материалы подаются так, что не вызывают у детей заинтересованности, а справиться с задачей иногда не под силу даже взрослому. Как решается вопрос создания качественных учебников, корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина Гинчук.000052_8FCCC3B8D8BD651B432580C700321D70_860502

«Происходит поэтапное внедрение в образовательный процесс новых учебных программ. В 2015/2016 учебном году внедрялись учебные программы для 1, 5, 10-го классов. В текущем учебном году — для 2, 6 и 11-го классов, в следующем — для 3-х и 7-х. Учебные пособия разрабатываются и внедряются в соответствии с обновленными учебными программами», — подчеркнула Валентина Гинчук.

Всего к 2017/2018 учебному году планируется издать более 30 новых пособий. Среди них в основном будут издания для третьеклассников и семиклассников. Это обусловлено тем, что именно в следующем году в этих классах будут внедряться обновленные учебные программы. К следующему учебному году планируется подготовить и другие учебные пособия. Например, два “Букваря” – один для школ с белорусским, а второй – с русским языком обучения. Планируется издать новые пособия для 1-го класса: “Беларуская мова” для учреждений образования с русским языком обучения, “Русский язык” для школ с белорусским языком обучения, “Трудовое обучение”. Появятся новые учебные пособия по предмету “Человек и мир” – для второклассников, по математике, трудовому обучению – для пятиклассников, по английскому, французскому, испанскому языкам – для учащихся 5-го класса гимназий и др.

Во-первых, изложение учебного материала станет более доступным. По словам Валентины Гинчук, перед авторами стоит сложная задача отбора наиболее важной с точки развития личности информации, соответствующей современному уровню развития науки, с одной стороны, и возрастным познавательным особенностям учащихся – с другой. В учебном пособии должны быть одновременно реализованы принципы научности и доступности изложения учебного материала. При этом важно понимать, что доступное изложение вовсе не означает его чрезмерное упрощение. Учение как интеллектуальная деятельность требует определенных усилий. Интерес и интеллектуальное напряжение являются факторами, способствующими развитию детей. Только тот учебный материал, который ставит ребенка в условия, когда надо думать, анализировать, позволит обеспечить интеллектуальное развитие.

В новых учебных пособиях будут использоваться разные формы подачи информации. “Нашим учащимся и выпускникам приходится иметь дело не только со сплошными текстами. Необходимо уметь читать графики, диаграммы, таблицы, поэтому в новых учебных пособиях это все будет представлено. Тем самым школьники будут учиться извлекать информацию из разных источников, использовать ее для решения учебных или практических задач”, – отметила заместитель директора института.

Пожалуй, одна из наиболее существенных отличительных особенностей новых учебных пособий – их большая практикоориентированность. Будут предлагаться не только вопросы и задания, которые ориентируют учеников на воспроизведение прочитанной информации. Акцент делается на заданиях, требующих применения знаний и умений при решении учебных и практических задач. То есть в учебниках будет реализован компетентностный подход к отбору и предъявлению содержания учебного материала. Появится больше задач и упражнений с белорусским контекстом, в которых будет задействована информация об исторических и природных достопримечательностях Беларуси, достижениях спортсменов, белорусского машиностроения и др.

000052_8FCCC3B8D8BD651B432580C700321D70_64643 Особое внимание при разработке учебных пособий уделяется их оформлению, совершенствованию иллюстративного ряда.

“Мы изучаем опыт других стран в учебном книгоиздании. Все то, что считаем положительным, пытаемся внедрить у нас, предварительно проработав вопрос с точки зрения дидактической, методической и финансовой целесообразности, удобства использования учениками и педагогами в образовательном процессе”, – пояснила Валентина Гинчук.

Учебные пособия разрабатываются на конкурсной основе. Конкурс стартовал 1 сентября 2015 года, проводится поэтапно. На сегодня подведены итоги конкурса по 48 учебным пособиям. Среди победителей конкурса каждый четвертый (26%) – учитель-практик.

Завершается конкурс на создание учебных пособий для 4-го и 8-го классов. Они должны быть изданы к 2018/2019 учебному году. В скором времени будет объявлен конкурс на создание учебных пособий, которые в соответствии с перспективным планом должны быть изданы к 2019/2020 и 2020/2021 учебным годам.

«В соответствии с порядком проведения конкурса участники должны представить в Национальный институт образования разработанную концепцию учебного пособия и один из его разделов, который будет указан в объявлении. Мы объявим очередные этапы конкурса заранее, чтобы после определения победителей у авторских коллективов было больше времени на подготовку рукописи учебного пособия”, – заключила Валентина Гинчук.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ, Фото Александра ДИДЕВИЧА. БЕЛТА.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *