Наверх

Жительница Барановичей купила в интернет-магазине два телефона, которые через месяц сломались

23.03.2017 Комментариев нет 77 Наш край

Реальные проблемы виртуальных покупок

Интернет-покупки давно и прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня едва ли не каждый белорус может сказать, что хотя бы раз пользовался услугами виртуальных магазинов. И это не удивительно, ведь делать покупки не выходя из дома быстро, просто и зачастую весьма выгодно.Однако специалисты утверждают: чтобы от виртуальных покупок не остался неприятный осадок, нужно соблюдать простые правила.

Вместо радости – головная боль

Жительница города, решившая купить телефоны себе и дочери, искать подходящую модель отправилась не в салоны сотовой связи, а на просторы интернета. Простой запрос в поисковой строке выдал сотни вариантов магазинов и продавцов, предлагающих нужные телефончики. Просмотрев десяток-другой сайтов, женщина наткнулась на предложение, отказаться от которого не смогла: цена на понравившуюся модель мобильника здесь была на порядок ниже, чем во всех других интернет-магазинах.

Правда, на страничке продавца ничего, кроме номера телефона, указано не было, но в тот момент думать о таких «мелочах» женщина не стала, а поскорее набрала заветный номер, чтобы заказать телефон.

Курьер с заказанным товаром приехал быстро. Пересчитав деньги, он вручил горожанке две коробочки с телефонами, а вместе с ними и красочные буклеты, на которые поначалу женщина внимания не обратила.

Радость от удачной покупки прошла менее чем через месяц. Именно столько прослужили оба мобильника, вышедшие затем из строя один за другим. Покупательница попыталась связаться с продавцом, набирая указанный на сайте номер. Однако в ответ на свои бесчисленные попытки дозвониться слышала лишь: «Абонент временно недоступен. Перезвоните позже».

Дальше она достала коробки от телефонов и принялась искать какие-то сведения о продавце. Увы, тщетно: ни адреса, ни телефона, ни каких-либо других данных найти не удалось.

Тут-то женщина и вспомнила о тех красочных буклетах, которые вручил ей при покупке продавец гаджетов. Как оказалось, в них также не было ничего о продавце, зато был указан телефон столичного сервисного центра. Позвонив по нему, горожанка рассказала о своей беде и услышала в ответ: «Ладно, привозите свои телефоны на диагностику. Посмотрим, что там произошло».

Спустя положенное время покупательница услышала неутешительный вердикт специалистов сервисного центра: телефоны неисправны, ремонту не подлежат, а нуждаются в замене продавцом.

– Но где же мне найти этого продавца? – поинтересовалась покупательница.

– В этом помочь вам не можем, так как к продавцу никакого отношения не имеем, – ответили специалисты сервисного центра.
Выяснилось, что те самые буклетики с контактами сервисного центра, которые вручил в свое время продавец женщине при продаже телефонов, просто выставлены на стенде в самом сервисном центре. И взять их мог кто угодно. Вероятно, это и сделал бесследно пропавший продавец.

Где искать помощь

Не добившись успеха в поиске продавца, горожанка обратилась за помощью в Барановичское городское отделение Белорусского общества защиты прав потребителей. Заместитель председателя общества Александр Савчук, выслушав грустную историю женщины, попытался найти другие пути выхода.

– Мы вышли на официального представителя компании-производителя телефонов в Республике Беларусь, – рассказывает Александр Николаевич. – На наш запрос вскоре пришел ответ: мобильные телефоны с указанными идентификационными номерами в Беларусь не ввозились. А за ввезенные незаконным путем, то есть «серые» товары, официальный представитель компании-производителя ответственности не несет.

Еще один возможный способ поиска продавца – контрольные марки, обнаруженные на коробке от мобильных телефонов. Раз они есть, значит, телефоны все-таки кто-то официально ввозил в Беларусь. Отправленный обществом защиты прав потребителей запрос в налоговую инспекцию вскоре позволил найти индивидуального предпринимателя, который приобретал эти самые марки. Правда, и эта ниточка не особенно помогла. Выяснилось, что официальным импортером была… уборщица одного из столичных торговых центров.

– Ушлые парни попросили женщину оформить на себя предпринимательство, – рассказывает Александр Савчук. – Она не отказала, сделала, что попросили. Однако никогда никакой деятельностью не занималась.

Так последняя возможность найти продавца оборвалась. Конечно, теоретически покупательница горе-телефонов имеет право обратиться с иском в суд о взыскании ущерба с той самой уборщицы-предпринимательницы, однако здравый смысл подсказывает, что взыскать с далеко не богатой женщины немалую сумму будет практически невозможно.

Потеряв всякую надежду вернуть потраченные деньги, покупательница нашла мастера, который согласился из двух негодных телефонов сделать один более-менее работающий. Добиться большего женщине не удалось.

Не гнаться за дешевизной

Александр Савчук уверен: эта история случилась потому, что покупательница проявила беспечность. А между тем Белорусское общество защиты прав потребителей разработало специальные рекомендации для пользователей интернета, которые позволят обезопасить покупки в виртуальном пространстве.

Первая и главная из них – пользоваться услугами лишь тех продавцов, которые зарегистрированы в торговом реестре Республики Беларусь, а также имеют доменное имя, зарегистрированное в Белорусском государственном институте электросвязи.

– Наличие этих данных свидетельствует о том, что продавец работает официально, все сведения о нем имеются у госструктур, что позволит найти его даже в том случае, если к моменту возникновения проблем с товаром магазин перестанет работать, – говорит Александр Николаевич.

В действительности внимание на это обращают лишь единицы. Стоит потенциальному покупателю увидеть низкую цену – и дальнейшие поиски, как правило, прекращаются, а выбор отдается пусть неизвестному и ненадежному, зато предлагающему дешевый товар продавцу.

Кому нужен кот в мешке?

При покупке товара в обычном магазине покупатель имеет возможность не только внимательно рассмотреть товар, но и примерить его (если речь идет об одежде или обуви), либо посмотреть, как он функционирует (если мы говорим о бытовой технике, мобильных телефонах, планшетах и других гаджетах). Как же быть покупателям интернет-магазинов?

– На самом деле при покупке в этих магазинах действуют те же правила, что и при совершении покупок в обычных торговых точках, – говорит Александр Савчук. – То есть продавец обязан продемонстрировать покупателю товар, проверить его работоспособность.

Даже если курьер, доставивший товар, попробует убедить вас в том, что вскрывать упаковку нельзя, смело требуйте сделать это, поскольку законом предусмотрено такое право. Каждый потребитель может потрогать свой товар, рассмотреть его, запустить, оценить его свойства и качества.

Если в процессе визуальной проверки выявлены недостатки, вы можете отказаться от покупки. И интернет-магазин не имеет права отказать вам в этом.

Основа спокойствия – документ

Еще одна рекомендация Белорусского общества защиты прав потребителей касается документации, которая должна сопровождать покупку. Главный из них – чек. Однако учитывая, что при виртуальном шопинге оплата зачастую производится с помощью электронных кошельков, интернет-банкинга, в момент доставки товара курьер или продавец могут не выдать покупателю чек. В этом случае должен быть предоставлен любой другой документ, свидетельствующий о факте приобретения товара: квитанция, акт передачи товара, отрывной талон.

– Если в дальнейшем окажется, что приобретенный товар – ненадлежащего качества, документ позволит потребовать его замену или возврат денег, – говорит Александр Савчук.

К бытовой технике и мобильным устройствам также должна прилагаться техническая документация на товар. Как правило, это паспорт на русском или белорусском языке, в котором должны быть указаны сервисная организация (куда можно будет обращаться в случае необходимости ремонта или сервисного обслуживания), гарантийный срок на товар и все сведения о продавце.

К сведению

По информации, представленной отделом торговли и услуг Барановичского горисполкома, по состоянию на 1 марта в торговом реестре Республики Беларусь зарегистрированы 126 барановичских интернет-магазинов, которые предлагают бытовую технику, компьютеры, мобильные телефоны, строительные товары, одежду, обувь, косметику и парфюмерию, товары для детей и для рукоделия.

Претензий от покупателей на качество приобретенных в них товаров в отдел торговли и услуг или общество защиты прав потребителей не поступало.

В то же время Александр Савчук отмечает, что количество нареканий на товар, приобретенный в интернет-магазинах (в подавляющем большинстве расположенных в Минске), значительно увеличилось. Если раньше их доля составляла не более 10 процентов от общего числа обращений, то сегодня уже от 25 до 30 процентов.

Подавляющее большинство претензий связано с недостатками товара, выявленными в период срока гарантийного обслуживания.

Знайте свои права

При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Так, потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества обменять его на аналогичный товар либо возвратить его, за исключением товаров, предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 14.06.2002 г. № 778.

Требование потребителя об обмене или возврате качественного товара подлежит удовлетворению только в том случае, если товар не был в употреблении; сохранил свои потребительские свойства; имеются доказательства приобретения этого товара у данного продавца.

Если при реализации товаров через интернет-магазин потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, он вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

Потребитель в случае, если ему продан некачественный товар (и недостатки не были оговорены продавцом), вправе по своему выбору предъявить одно из следующих требований: о ремонте, о соразмерном уменьшении цены, о замене некачественного товара на качественный, о расторжении договора купли-продажи и возврате денег.

Стоит поискать отзывы о продавце в интернете. Задуматься о надежности продавца стоит не только в том случае, если они негативные, но и если отзывов совсем нет. Это может означать, что магазин появился совсем недавно, что повышает риски.

В документе на приобретение товара должны быть указаны наименование продавца, его юридический адрес, цена и дата продажи.

Ирина СОСНИНА.

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *