Наверх

Камеральный контроль электронных счетов-фактур

22.11.2017 Комментариев нет 185 Наш край

Уже больше года в Республике Беларусь введены в обращение электронные счета-фактуры по НДС (ЭСЧФ). Плательщики и налоговые органы уже приобрели опыт взаимодействия в области их камерального контроля.

Одна из проверок, выполняемых налоговыми органами, – камеральная проверка (п. 2.1 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)). О том, что проводится камеральная проверка, плательщик может и не знать, поскольку налоговый орган об этом не уведомляет, соответствующее предписание не оформляет, в организацию не выезжает и запись в книгу учета проверок плательщика не вносится.

Одна из разновидностей камеральной проверки – камеральный контроль налоговых деклараций на основе данных ЭСЧФ. Он проводится с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «Учет счетов-фактур». Во внимание принимаются сведения, имеющиеся на Портале электронных счетов-фактур (далее – Портал). Это специальный сервис налоговых органов, позволяющий обнаруживать расхождения в информации, имеющейся на Портале и в налоговых декларациях по НДС, поданных плательщиком, за выбранный период.

Если по результатам камерального контроля обнаруживаются отклонения, налоговый орган уведомляет о них плательщика, которому дается возможность объяснить причины отклонения (представить дополнительные сведения или пояснения) либо исправить ошибки (внести исправления в налоговую декларацию). Для этого плательщику в электронном виде направляется уведомление о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений с указанием конкретных расхождений с данными налоговой декларации (расчета) по НДС и данными ЭСЧФ. Плательщик в обязательном порядке должен отреагировать на такое уведомление: дать пояснения или подать в налоговый орган уточненную декларацию. Причем сделать это нужно не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления (п. 5 ст. 70 НК). Если плательщик в установленный срок внесет исправления в налоговую декларацию или представит аргументированные пояснения, акт камеральной проверки составляться не будет.

Если в ответ на уведомление подается декларация с изменениями и дополнениями, в ней делают соответствующую отметку. Так, при подаче уточненной декларации в ответ на уведомление нужно проставлять знак «Х» в строке «в соответствии с пунктом 5 статьи 70 Налогового кодекса Республики Беларусь». В признаке представления уточненной декларации также следует указать номер и дату уведомления. Это очень важный момент.

Если в уточненной декларации не проставить отметки в нужных строках, налоговый орган не воспримет декларацию как ответ на посланное уведомление. Это значит, что отсчет 10-дневного срока продолжится, а по его истечении может быть составлен акт камеральной проверки.

По результатам камерального контроля чаще всего выявляются следующие нарушения, допускаемые плательщиками:

– аннулирование ЭСЧФ неверной датой, которая позже, чем дата совершения операции или ЭСЧФ, аннулируется только одной стороной при условии, что ранее ЭЧСФ был подписан двумя сторонами;

– при ввозе товаров из стран дальнего зарубежья (кроме государств – членов ЕАЭС) не проставляется признак «Отложенный вычет», если вычет ограничен положениями указа № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость», и в строке 3 ЭСЧФ импортер указывает дату выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

– при заполнении ЭСЧФ неверно выбираются статусы поставщика и получателя. Например, при ввозе товаров вместо статуса «Покупатель» выбирают статус «Покупатель объектов у иностранной организации» или вместо статуса «Посредник» выбирают статус «Продавец»;

– принятие к вычету сумм «ввозного» НДС без направления ЭСЧФ на Портал или с направлением после представления налоговой декларации;

– принятие покупателем к вычету сумм НДС по ЭСЧФ, которые подписаны его электронной цифровой подписью после 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На практике также случается, что при камеральном контроле обнаруживается завышение налоговой базы в декларации. Такое отклонение может свидетельствовать о том, что организация-продавец не во всех случаях выставляет ЭСЧФ, которые она обязана выставлять не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), а в отношении товаров, при реализации которых исчисление налога на добавленную стоимость осуществляется по расчетной ставке и реализуемых физическим лицам за наличный расчет, плательщиком по итогам отчетного периода создается один итоговый электронный счет-фактура, который направляется на Портал не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность по статье 13.8 КоАП. Санкция статьи 13.8 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере

двух базовых величин с увеличение его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин.

Бывают ситуации, когда плательщик все требования налогового законодательства четко выполняет, а отклонения при камеральном контроле все равно обнаруживаются. В таких случаях на полученное уведомление налогового органа достаточно дать соответствующие пояснения. Например:

– наличие оборотов по реализации физическим лицам объектов, освобождаемых от НДС. Оборот отражается в декларации по НДС, но ЭСЧФ на этот оборот по законодательству не создается (п.1 ст.94, абз. 3 п. 7 ст. 106-1 НК). Соответственно, в ходе камерального контроля обнаруживаются отклонения. Поэтому плательщикам, которые хотят избежать возникновения подобных отклонений и необходимости давать пояснения налоговому органу, рекомендуется создать один итоговый ЭСЧФ за отчетный период и направить его на Портал. Дополнительно отметим, что такой подход (создавать ЭСЧФ на освобождаемый от НДС оборот по реализации объектов физлицам) нашел отражение в законопроекте по корректировке Налогового кодекса на 2018 год и будет применяться с 2018 года уже в обязательном порядке;

– наличие «восстанавливаемых» сумм НДС по испорченным или утраченным товарам (ч. 4 п.3 ст. 93, ч. 3 п. 19.15 ст. 107 НК). В декларации по НДС на названные суммы уменьшают налоговые вычеты, а корректировка ЭСЧФ на сумму уменьшения вычетов в связи с порчей либо утратой товаров не предусмотрена. Соответственно, сумма налоговых вычетов по данным налоговой декларации будет меньше, чем сумма НДС по данным ЭСЧФ.

В целях исключения отклонений, перед подачей декларации по НДС предварительный камеральный контроль ЭСЧФ может осуществить и сам плательщик ‒ путем сопоставления выставленных (направленных), полученных (подписанных) ЭСЧФ и документов бухгалтерского учета.

Главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок инспекции МНС по Барановичскому району Ж.А. Дыдышко.

0

Также на нашем сайте

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *