Наверх

Как в барановичской гимназии воспитывают юных исследователей

26.01.2019 нет комментариев 682 Наш край

Знакомьтесь: Дашко Максим, учащийся 11 «А» класса гимназии № 5. Представляет учебное заведение в городском молодежном парламенте, участник встречи молодежи с Президентом Республики Беларусь от Брестской области, дипломант XXIII городской научно-практической конференции (диплом 2-й степени), создатель первого в Беларуси онлайн ассоциативного английского словаря. Созданный словарь призван помочь молодежи расширить «вокабуляр» (отдельное слово, взяв которое за основу, можно легко выучить иностранный язык) и использовать активный лексикон в различных социальных сетях («Инстаграмм», «Фейсбук», «Твиттер», «ВК»), задействуя хэштеги.

Накануне Дня белорусской науки мы побеседовали с юным исследователем о его увлечении, которое, возможно, перерастет в дело жизни.

– Максим, почему вы решили попробовать свои силы в лингвистике?

– В моем понимании лингвистика является той ветвью науки, которая позволяет изучить язык с точки зрения лексического контента, сравнить особенности лексического наполнения нескольких языков. В данном случае мы изучали лексические единицы английского языка у носителей языка – студентов Ноттингемского университета, которые по происхождению являются выходцами из Британии, и неносителей языка, учащихся 9‒11-х классов нашей гимназии. Кроме того, мы попытались провести лингвокультурологическое исследование, направленное на изучение особенностей ментального восприятия и лексического отражения мировых событий двух народов.

– Чем вас привлекла выбранная тема?

– Я считаю, что основой любого языка является «вокабуляр», и мне было интересно установить, выражаются ли в использовании лексических единиц культурологические и ментальные особенности носителей и неносителей языка. Кроме того, свою дальнейшую деятельность я планирую связать с языком и более детально изучать лингвистические особенности использования английского языка не только его носителями и неносителями, но и их представителями различных возрастных категорий.

– Расскажите подробнее о своей работе. Как долго вы вели исследование?

– Исследование было начато в июне 2018 года с определения наиболее интересной для носителей и неносителей языка тематики слов-стимулов, способов проведения прямого и непрямого анкетирования (посредством самых популярных социальных сетей) и определения сроков получения реакции на данное слово.

Материалом для нашего исследования послужила активная лексика по теме «Спорт» учебно-методических комплексов для факультативных занятий по углубленному изучению английского языка учащимися на 3-й ступени получения общего среднего образования (в общей сложности 200 лексических единиц).

При проведении лингвистического исследования мы опирались на свободную инструкцию, при которой участники ассоциативного исследования не были ограничены определенным набором или видом лексических единиц, а были свободны в выборе средств выражения ассоциативных реакций на предлагаемый стимул. При этом время заполнения анкет мы ограничили до 20 минут, и частота связи стимула и ассоциации и была собственно результатом тестирования. Однако в наш словарь мы включили весь спектр полученных реакций на слова-стимулы, соблюдая порядок снижения частотности.

В ходе нашего исследования мы получили общее количество ассоциативных реакций на слова-стимулы по выбранной нами тематике «спорт», которое составило 25 782 лексические единицы (5 768 у носителей английского языка и 20 014 лексических единиц у неносителей английского языка).

– С какими трудностями столкнулись в ходе работы?

– Участниками нашего исследования выступили как носители языка, проживающие на территории Великобритании (31 студент Ноттингемского университета, факультета права), так и неносители языка (126 учащихся 9‒11-х классов гимназии № 5 г. Барановичи).

Всем известно, что сегодня огромное количество людей, в том числе школьников и студентов, используют социальные сети не только для поиска новой интересующей информации и общения, но и в образовательных целях. Именно поэтому мы решили провести анкетирование среди пользователей социальных сетей (Instagram, Facebook, VoicesofYouth, Twitter), чтобы при этом ответы были отправлены нам на электронную почту. Однако при опросе респондентов с помощью сети Интернет мы столкнулись с некоторыми трудностями, связанными с удаленностью респондентов и крайне осторожным отношением британцев к такого рода анкетированиям.

В связи с этим на получение результатов опроса был затрачен достаточно длительный период. Мы решили обратиться лично к выпускнику нашей гимназии Романову Александру, являющемуся студентом второго курса факультета права Ноттингемского университета, проявляющему интерес как к правовой, так и к другим сферам научной деятельности. Александр помог нам провести анкетирование среди студентов своего учебного заведения, результаты были высланы нам при помощи электронной почты.

– Какие интересные выводы для себя вы сделали?

– Обобщив результаты нашего исследования, мы пришли к не прогнозируемым нами ранее выводам, что в ментальности белорусов и британцев прослеживаются как некоторые сходства, так и значительные различия. Британцам присущи особая вежливость, уважение и соблюдение своего и чьего-либо личного пространства. Белорусы же, напротив, достаточно легко аккумулируют в себе различные аспекты влияния других культур, восприимчивы к иной позиции и мобильны в своих контекстуальных аспектах. Однако это не исключает чувства глубокого уважения к собственной истории, национальным традициям, обычаям, памяти о великих предках у обеих культур.

– Как вы думаете, посильно ли школьнику заниматься наукой?

– На мой взгляд, наука требует от человека с готовностью все отдать и ничего не получить в награду. Наукой заниматься трудно, однако необходимо, возможно и интересно. Позиция исследователя воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления.

Я, как автор научно-исследовательской работы, уверен, что между желанием стать исследователем и конечным результатом лежит пространство культуры, освоить которое можно, результативно ответив на одиннадцать вопросов: почему люди занимаются наукой; кто должен заниматься наукой; что следует делать; когда делать; где работать; как себя вести; как работать; как мыслить; как читать; как писать; как говорить?

Участие в конференции лично мне позволило выйти на новый уровень своего образования, расширить кругозор, предъявить научному сообществу результаты научно-исследовательской работы. Именно на конференции мне повезло пообщаться на равных с представителями академической науки – профессорами и академиками, логически рассуждать, оттачивая мастерство публичных выступлений.

Наукой заниматься трудно, а заниматься наукой на иностранном языке, в частности на английском, когда мыслишь, пишешь и читаешь на своем родном, трудно вдвойне.

Стоит ли заниматься научными исследованиями? На этот вопрос каждый отвечает сам.

– Но ведь для этого нужны и какие-то условия?

– Прежде всего, тандем научного руководителя и автора исследования, понимание общих целей, задач и перспектив исследования, умение найти общий язык при существующих разногласиях и самое главное – творчество. Хочется выразить свою благодарность руководству гимназии в лице бывшего директора Татьяны Ивановны Шестак за поддержку наших стремлений и Вам, Ольга Вячеславовна, за бесценные советы, опыт и надежду на дальнейшее сотрудничество с Барановичским государственным университетом в научной деятельности.

Беседовала Ольга ЛЕОН, доцент кафедры теории права БарГУ.

Обсуждения закрыты для данной страницы