Наверх

Ох уж эти подростки! Как помочь справиться с кризисом переходного возраста

24.04.2024 689 Наш край

«Он не хочет учиться!..», «она перестала слушаться…», «всё воспринимает в штыки…», «кричит, хлопает дверью…». «Я стала плаксивой, раздражительной…», «у меня нет уверенности в себе…», «кричу на маму…», «они меня не понимают…», «не хочу разговаривать с родителями…», «они считают меня маленьким…». Такие и многие другие жалобы звучат от родителей и подростков на приеме у врача-психотерапевта. Это всё он, подростковый кризис. Это своего рода испытание для нас, родителей. Замечаем ли мы, что ребенок становится взрослым? Умеем ли проявлять и гибкость, и твердость по необходимости, чтобы не мешать этому взрослению?

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст – особый. Мы, взрослые, родители, либо знаем об этом из СМИ, от родственников и знакомых, от школьных психологов, либо вспоминаем собственный период взросления, полный противоречий. Хочется и отделиться в какой-то степени от родителей, и сохранить их поддержку и теплоту. Подросток уже не ребенок. Тело уже функционирует как взрослое, гормональная система, телосложение, рост и вес – всё как у взрослых. Но еще не взрослый. Почему? Еще не умеет брать на себя ответственность, принимать взвешенные решения, нет житейского опыта и понимания, как поступить в той или иной ситуации.

Что еще происходит с ребенком в подростковом возрасте? Как помочь ему прожить это время как можно легче?

Начну с того, что подростковый кризис – это естественный этап перехода от детства к взрослости. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. По завершении подросткового кризиса формируется новый уровень самосознания, появляется способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию, самооценке). Скорректировать возможные негативные проявления можно воспитательными мерами.

Как уже упомянуто, есть внешние и внутренние факторы, усиливающие симптомы кризиса. Внешние – это родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. В конфликтной ситуации подросток хочет и стремится принять ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы – это черты характера, привычки. Те из них, которые мешают самоутверждению и самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонен винить себя в несостоятельности. Критике подвергаются и внешность, и навыки общения, и отдельные свойства личности (застенчивость, скромность, сочувствие).

Каковы признаки подросткового кризиса? Основным проявлением становится негативизм. Ребенок становится конфликтным, враждебным, может нарушать дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Негативизм может быть выражен в разной степени, и даже может отсутствовать.

Происходит снижение учебной продуктивности, дети хуже справляются с творческими заданиями (сочинениями, научными проектами). Это связано с развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается и может осложниться эмоциональными, поведенческими нарушениями. У девочек чаще бывают неврозы, у мальчиков – акцентуации, психопатии, патологические влечения. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют появлению депрессии, навязчивостей, тревожных расстройств. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

В специальном лечении подростки не нуждаются, чаще всего необходима психологическая и/или психотерапевтическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалисты проводят индивидуальные консультации подростков и родителей, совместную работу по прояснению их отношений, тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя.

К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

– Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо научиться договариваться. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).

– Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).

– Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.

– Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.

– Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Давайте подведем итоги. Подростковый кризис формирует способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется ответственность, понимание свободы. Происходит отделение от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение и осложнения, родителям и другим значимым взрослым необходимо проявить гибкость в отношениях с сыном, дочерью: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость ребенка, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Екатерина КУЧУРА, врач-психотерапевт Барановичского психоневрологического диспансера

В ТЕМУ

Подростковость занимает промежуток от 11 до 16 лет. У девочек симптомы менее выражены и проявляются с 10–11 лет. У мальчиков течение более яркое, начало с 12–13 лет. Внешние и внутренние факторы влияют на длительность и легкость перехода к той самой взрослости. Завершается переходный этап к 14–16 годам.



  • Мы в социальных сетях: